По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 12.03.2014 по делу N 3-14-2014 <О признании недействующим пункта 3.1.1 подраздела 3 раздела II Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 487-п, в части, в которой не предусмотрены выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу № 3-14-2014

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Спиридонова Е.В. при секретаре Т.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Баландиной Г.Т., представителя Правительства Пермского края Ф., представителя Министерства транспорта и связи Пермского края С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 12 марта 2014 года гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 3.1.1 подраздела 3 раздела II Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п утверждено Положение о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края.
Первоначальный текст Постановления был опубликован в "Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 30, часть № 1, 03.08.2009 г. Постановление вступило в силу с 01 сентября 2009 года.
Постановление, как следует из его общих положений, определяет условия и порядок оплаты труда руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров, работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, ссылаясь на его несоответствие действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела исполняющим обязанности прокурора Пермского края заявленные требования были уточнены. Так, прокурор просит признать недействующим пункт 3.1.1 подраздела 3 раздела II Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п, в части отсутствия в перечне выплат стимулирующего характера выплат за стаж непрерывной работы.
В обоснование уточненного заявления прокурор указал, что подразделом 3 раздела II Положения установлены выплаты стимулирующего характера работникам названных учреждений. Правовое регулирование в части установления выплат стимулирующего характера не соответствует Перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818. Учет Перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утвержденного Минздравсоцразвития РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рекомендован при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации Едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2009 год (п.п. 2, 3, 17, подп. "б" п. 18), на 2013 год (п.п. 2, 3, подп. "д" п. 9, п.п. 31, 32). Так, перечень выплат стимулирующего характера, установленный Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п, не предусматривает выплаты за стаж непрерывной работы, которые, кроме Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818, предусмотрены Законом Пермского края от 03.09.2008 № 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Баландина Г.Т. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в уточненном заявлении.
Представитель Правительства Пермского края Ф. и представитель привлеченного судом для участия в деле Министерства транспорта и связи Пермского края С., действующие на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении заявления, указав следующее. Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п не устанавливаются выплаты стимулирующего характера, а только определяются общие условия и порядок их установления. Пунктом 3.1.5 Положения определено, что работникам учреждений могут быть установлены иные выплаты стимулирующего характера, поэтому отсутствие указания на выплаты за стаж непрерывной работы не нарушает прав учреждений, которые самостоятельно устанавливают перечень стимулирующих выплат, порядок назначения, размеры и условия выплат.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Пермского края и Министерства транспорта и связи Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, отнесено, в том числе, решение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 26.14 названного Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливать региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона.
Пунктом 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных этим Кодексом.
Статьей 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных положений законодательства, регулирование отношений в сфере оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено федеральным законодателем к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений Пермского края, за исключением работников государственных автономных учреждений Пермского края, регулируются Законом Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края".
Как следует из части 4 ст. 1 названного Закона, системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Оплата труда (заработная плата) работников учреждений включает: тарифные ставки, оклады (должностные оклады) руководителей, специалистов и служащих, оклады рабочих; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (часть 1 ст. 3 Закона).
Согласно статье 7 Закона Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК работникам могут быть установлены следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы;
выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ; иные выплаты стимулирующего характера.
Общие условия и порядок установления стимулирующих выплат определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Перечень стимулирующих выплат, порядок назначения, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат определяются коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений.
Утвержденное Правительством Пермского края 27 июля 2009 года за № 487-п Положение о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края (далее - Положение) принято в соответствии с Законом Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края" и в целях регулирования правоотношений, связанных с оплатой труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края.
Таким образом, оспариваемый прокурором в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в рамках имеющейся у Правительства Пермского края в соответствии с законодательством края компетенции.
Подразделом 3 раздела II "Порядок и условия оплаты труда" Положения предусмотрены виды выплат стимулирующего характера, которые могут быть установлены работникам учреждений дорожного хозяйства. К таким выплатам отнесены: ежемесячная выплата к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) за выслугу лет (пункт 3.1.1); премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал, год с учетом критериев, позволяющих оценить эффективность деятельности учреждения и личный вклад работника (пункт 3.1.2); выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ с учетом критериев, позволяющих оценить эффективность деятельности учреждения и личный вклад работника учреждения (пункт 3.1.3); выплата за сложный и напряженный режим работы, которая устанавливается работникам учреждений ежемесячно в размере до 50 процентов тарифной ставки, оклада (должностного оклада); иные выплаты стимулирующего характера (пункт 3.1.4).
В заявлении прокурор ссылается на то, что отсутствие в перечне выплат стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, предусмотренных подразделом 3 раздела II Положения, выплат за стаж непрерывной работы, не согласуется с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом, в том числе, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Так, прокурор указывает, что пунктом 18 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008 г. (протокол № 8), пунктом 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 г. (протокол № 11), органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального подчинения использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный настоящими Рекомендациями для федеральных государственных учреждений. При этом Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 и включает, наряду с премиальными выплатами по итогам работы, выплатами за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за выслугу лет, также и выплаты за стаж непрерывной работы.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования медицинских, образовательных, научных организаций, организаций культуры и других организаций бюджетной сферы.
Однако, суд полагает, что довод прокурора о противоречии нормативного правового акта в оспариваемой части положениям пункта 18 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год и пункта 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, которые были утверждены решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых споров, является несостоятельным.
Исходя из названных положений Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений предлагается использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный для федеральных государственных учреждений, но не содержится требования об обязанности его соблюдения в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" данная комиссия не обладает правом издания нормативных правовых актов.
Вместе с тем, суд находит, что пункт 3.1.1 подраздела 3 раздела II Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п, в той части, в которой он не предусматривает выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, противоречит статье 7 Закона Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края", имеющего большую юридическую силу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 ст. 253 ГПК РФ).
Согласно ст. 16 Устава Пермского края Законодательное Собрание Пермского края - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия населения Пермского края по осуществлению власти в сфере правотворчества и правового контроля. Законодательное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Пермского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Пермского края в пределах полномочий Пермского края.
Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края (статья 23 Устава).
Согласно ст. 23 Закона Пермского края от 06.03.2007 № 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия законов и иных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты Пермского края обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Пермского края органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Исходя из содержания пункта 1 ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.
В силу положений ст. 16 названного Закона Правительство Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, указов губернатора Пермского края издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края.
Таким образом, исходя из названных положений регионального законодательства, законы Пермского края имеют большую юридическую силу по сравнению с нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, которые издаются во исполнение законов Пермского края.
Суд не соглашается с доводами представителей Правительства Пермского края и Министерства транспорта и связи Пермского края о том, что, определяя общие условия и порядок установления выплат стимулирующего характера, оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает выплаты стимулирующего характера, следовательно, не исключает возможность установления работникам учреждений иных выплат стимулирующего характера, в том числе за стаж непрерывной работы, локальными нормативными актами учреждений.
Из сопоставления норм оспариваемого прокурором Положения и статьи 7 Закона Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК следует, что полномочия Правительства Пермского края, указанные в части 3 ст. 7 названного Закона, предусматривают нормотворчество по определению общих условий и порядка установления тех стимулирующих выплат, которые указаны в перечне, содержащемся в части 1 ст. 7 Закона.
Несмотря на то, что бюджетные учреждения дорожного хозяйства Пермского края в силу части 4 ст. 7 Закона Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК самостоятельны в установлении перечня стимулирующих выплат, определении порядка их назначения, размеров и условий осуществления, отсутствие в оспариваемом Положении выплат за стаж непрерывной работы, исключает установление именно этого вида выплат в перечнях стимулирующих выплат, определяемых коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений.
Кроме того, как следует из пояснений представителя Министерства транспорта и связи Пермского края в судебном заседании, коллективные договоры и локальные нормативные акты учреждений дорожного хозяйства края, принятые на основании Положения, не устанавливают работникам стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы.
Содержащаяся в пункте 3.1.5 подраздела 3 раздела II Положения формулировка о возможности установления иных выплат стимулирующего характера воспроизводит положение части 1 ст. 7 Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК, которая предусматривает возможность установления иных выплат стимулирующего характера, но помимо выплат в ней указанных, в том числе, выплат за стаж непрерывной работы.
Таким образом, отсутствие возможности установления работникам бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, предусмотренных Законом Пермского края от 3 сентября 2008 г. № 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края", противоречит положениям нормативного правового акта Пермского края, имеющего большую юридическую силу, что является основанием для признания оспариваемой прокурором нормы недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.1.1 подраздела 3 раздела II Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений дорожного хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 487-п, в той части, в которой им не предусмотрены выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 17 марта 2014 года.

Судья
СПИРИДОНОВ Е.В.


------------------------------------------------------------------