Решение Пермского краевого суда от 17.03.2014 по делу N 3-1, 2-2014 <О признании недействующими пункта 3.5 в части слов "соглашение, заключаемое в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", пункта 3.11 Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13.06.2013 N 696-п>
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу № 3-1, 2-2014
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Д.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., представителя ННО "А" С., настаивавшего на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края и Агентства по делам юстиции и мировых судей Пермского края Р., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю А., представителя Министерства финансов Пермского края К., возражавших против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел 17 марта 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлениям негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Пермского края" и М. о признании недействующим в части Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи",
установил:
Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи" утвержден Порядок предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи (далее также - Порядок).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 23 от 17 июня 2013 года.
Вышеназванный Порядок, согласно его пункту 1, определяет цели, условия, порядок предоставления субсидии некоммерческой организации на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, а также порядок возврата субсидии, отчетность и контроль.
ННО "Адвокатская палата Пермского края" обратилась в Пермский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.6, 3.9, 3.11, 4.1-4.4 Порядка по мотиву их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 6, 152, 266.1), Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (статьи 3, 29), Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (статьи 7, 12, 15, 18). По мнению ННО "А", Порядок в оспариваемой части нарушает ее права, как в сфере основной деятельности, так и во взаимоотношениях с государственными органами и членами палаты, поскольку возлагает на адвокатскую палату не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации обязанности.
М., являющийся адвокатом, обратился в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом уточненного заявления от 22 января 2014 года), в котором просит признать недействующими пункты 1.3, 2.3, 3.3, 3.5 Порядка по мотиву их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 6, 152, 266.1), Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (статьи 3, 29), Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (статьи 7, 12, 15, 18). По мнению М., Порядок в оспариваемой им части нарушает его права как адвоката, который при определенных условиях вправе оказывать бесплатную юридическую помощь.
Определением суда от 16 декабря 2013 года гражданские дела по заявлениям ННО "А" и М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель ННО "А" С., действующий на основании доверенности, на заявленном требовании настаивал, требования М. поддержал.
М., извещенный о месте и времени разбирательства дела надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствии, на заявленном требовании настаивал.
Представитель Правительства Пермского края и Агентства по делам юстиции и мировых судей Пермского края Р., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения заявлений по доводам, изложенным в письменных отзывах и возражениях (том 1, л.д. 33-37, 86-89, 93-97, 105-110).
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю А., действующая на основании доверенности, просила отказать ННО "А" и М. в удовлетворении заявленных требованиях, поскольку оспариваемые заявителями положения Порядка не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Министерства финансов Пермского края К., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований в части, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленные ННО "А" и адвокатом М. требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации)
Подпунктом 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится определение размера, порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 года № 324-ФЗ) отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определены в статье 12 Федерального закона от 21.11.2011 года № 342-ФЗ. К таковым, в частности, относятся: определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции (пункт 3 части 1); определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 5 части 1); определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи (пункт 6 части 1).
Частью 10 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ также установлено, что размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ в Пермском крае принят Закон Пермского края от 7 ноября 2012 года № 111-ПК "О бесплатной юридическом помощи в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края).
Согласно части 2 статьи 2 Закона Пермского края к полномочиям Правительства Пермского края в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью относятся, в том числе: определение уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края (далее - уполномоченный орган) в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и его компетенции; определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также порядка компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Таким образом, оспариваемый заявителями Порядок, утвержденный Постановлением от 13 июня 2013 года № 696-п, принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 года № 351-п "Об определении органа исполнительной власти Пермского края, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории Пермского края, и утверждении Положения об Агентстве по делам юстиции и мировых судей Пермского края" Агентство по делам юстиции и мировых судей Пермского края (далее также - Агентство) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории Пермского края.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Закона Пермского края также предусмотрено, что адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и настоящим Законом.
Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации в соответствии с положениями части 3 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ установлено, что адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ).
Согласно части 6 названной статьи адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ).
Частью 8 данной статьи установлено, что адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания бесплатной юридической помощи адвокатами в Пермском крае определен статьей 11 Закона Пермского края. Так, согласно части 1 названной статьи для оказания гражданам бесплатной юридической помощи к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи в Пермском крае привлекаются адвокаты. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Пермском крае осуществляется Адвокатской палатой Пермского края в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (часть 3). Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются нормативным правовым актом Правительства Пермского края (часть 4).
Пунктом 1.3 Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, установлено, что субсидия предоставляется негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Пермского края" (далее - Адвокатская палата Пермского края) на возмещение расходов по оплате труда и компенсации расходов адвокатов, в том числе компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи по проезду к месту командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения.
В силу пункта 2.3 Порядка оплата труда и компенсация расходов адвокатам осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на текущий финансовый год.
Положениями пункта 3.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется Адвокатской палате Пермского края в целях оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и Пермского края, по факту оказания услуг, выполнения работ.
Условия предоставления субсидии поименованы в пункте 3.2 Порядка. К ним относятся:
предоставление субсидии на цель, указанную в пункте 3.1 настоящего Порядка;
наличие заключенного между Адвокатской палатой Пермского края и Агентством соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - Соглашение);
представление Адвокатской палатой Пермского края документов, предусмотренных пунктами 3.3-3.5 настоящего Порядка;
представление Адвокатской палатой Пермского края документов в сроки, установленные пунктом 3.3 настоящего Порядка;
соответствие документов требованиям, установленным пунктами 3.3, 3.4 настоящего Порядка;
достоверность представленных Адвокатской палатой Пермского края сведений.
Согласно пункту 3.3 Порядка Адвокатская палата Пермского края с целью получения субсидии представляет в Агентство в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, составляемый по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - Сводный отчет), а также финансовый отчет о расходах, связанных с предоставлением субсидии на оплату труда адвокатов и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи гражданам в Пермском крае, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка Сводный отчет составляется на основании отчетов адвокатов об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (далее - Отчет адвоката) и прилагаемых к ним документов. Форма Отчета адвоката утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что к Отчету адвоката прилагаются следующие документы:
соглашение, заключаемое в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
судебные акты, подтверждающие участие адвоката в судебном процессе;
документы, подтверждающие участие адвоката в представлении интересов гражданина в органах государственной власти, органах местного самоуправления (решения, постановления, письменные ответы и иные документы);
документы, подтверждающие расходы, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка.
В силу положений пункта 3.6 Порядка Агентство проверяет обоснованность и правильность расчетов Сводного отчета Адвокатской палаты Пермского края и приложенных к нему Отчетов адвокатов в течение 10 рабочих дней со дня его представления.
Согласно пункту 3.9 Порядка Агентство в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока проведения проверки, указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Пермского края заявку на перечисление субсидии с лицевого счета Агентства на расчетный счет Адвокатской палаты Пермского края, а также отчет о расходах, связанных с предоставлением субсидии на оплату труда адвокатов и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи гражданам в Пермском крае, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Пунктом 3.11 Порядка установлено, что Адвокатская палата Пермского края несет ответственность за целевое и эффективное использование субсидии, качественное и своевременное представление документов, предусмотренных настоящим Порядком, достоверность представленных сведений в документах, а также за соблюдение требований и условий, установленных настоящим Порядком и (или) Соглашением.
Пункты 4.1-4.4 Порядка регламентируют вопросы, связанные с контролем и порядком возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка в случае выявления факта нецелевого или неправомерного использования субсидии, нарушения требований и условий, установленных настоящим Порядком и (или) Соглашением, субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края Адвокатской палатой Пермского края.
Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке (пункт 4.2):
в случае выявления Агентством и (или) иным органом финансового контроля Пермского края нецелевого или неправомерного использования субсидии, нарушения требований и условий, установленных настоящим Порядком и (или) Соглашением, Агентство в течение 10 рабочих дней со дня выявления данного факта либо получения представления об устранении выявленных нарушений направляет Адвокатской палате Пермского края требование о возврате субсидии; требование о возврате субсидии подлежит исполнению Адвокатской палатой Пермского края в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного требования.
Согласно пункту 4.3 Порядка в случае невыполнения в указанный срок Адвокатской палатой Пермского края требования о возврате субсидии Агентство обеспечивает возврат субсидии в судебном порядке.
Контроль за целевым и эффективным использованием субсидии, соблюдением требований и условий, установленных настоящим Порядком и (или) Соглашением, осуществляется Агентством и (или) иными органами финансового контроля Пермского края (пункт 4.4 Порядка).
Оспаривая вышеперечисленные пункты Порядка по мотиву их противоречия федеральному законодательству, заявители указали, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не отнесены к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи, все обязанности адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи перечислены в статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ. Правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи могут быть наделены непосредственно адвокаты, которые фактически оказывают бесплатную юридическую помощь, полномочия же органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих такую помощь, предоставлены лишь в отношении участников государственной системы бесплатной юридической помощи.
Именно у адвоката как участника государственной системы бесплатной юридической помощи возникает право на возмещение ему из соответствующего бюджета расходов по оплате труда и компенсацию расходов на оказание бесплатной юридической помощи. Адвокаты согласие на оплату своего труда через ННО "А" не давали, общее собрание (конференция) адвокатов Адвокатской палаты Пермского края такое решение не принимало.
Оспариваемый Порядок возлагает на Адвокатскую палату Пермского края не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации обязанности по получению бюджетных средств, составлению финансовой отчетности об их целевом использовании и участию в процедуре государственного финансового контроля, что противоречит положениям статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 года № 63-ФЗ), учитывая, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не поименованы в качестве получателей бюджетных средств (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в качестве участников бюджетного процесса (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля (статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, выделение субсидии непосредственно Адвокатской палате Пермского края влечет дополнительные финансовые обязательства и дополнительные расходы, связанные с администрированием денежных потоков при использовании субсидии, что, соответственно, возлагает дополнительную обязанность на самих адвокатов по оплате указанных расходов.
Поскольку адвокатская палата субъекта Российской Федерации в силу положений пункта 6 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ не отвечает по обязательствам адвокатов, а адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, ННО "А" не может не только распределять между адвокатами бюджетные средства, но и нести ответственность за финансовую достоверность и обоснованность представляемых адвокатами сведений и документов, связанных с оказанием ими бесплатной юридической помощи в качестве участников государственной системы бесплатной юридической помощи. При этом право адвоката на получение вознаграждения за оказание бесплатной юридической помощи поставлено в зависимость от соблюдения Адвокатской палатой Пермского края установленных оспариваемым Порядком требований и условий.
Возложение на адвокатов обязанности прилагать к Отчету адвоката соглашения, заключаемые с лицами, которым оказывается юридическая помощь, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ, и другие документы, перечисленные в пункте 3.5 Порядка, нарушает требования статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ, где одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи указаны требования обеспечения конфиденциальности, принимая во внимание, что условия названных соглашений охватываются понятием адвокатской тайны, как и любые сведения, связанные с оказанием адвокатом помощи своему доверителю.
Ограничение оплаты труда и компенсации расходов адвокатам пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на текущий финансовый год, заведомо ограничивает право адвоката на оплату труда и получение компенсации в полном объеме.
Суд считает, что доводы заявителей в обоснование заявленных требований не влекут признание недействующим Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, в оспариваемой ими части, за исключением некоторых положений данного нормативного правового акта, в силу следующего.
Исходя из положений подпункта 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 12, части 10 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ, определение размера, порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ также установлено, что органы государственной власти в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации, в том числе и ННО "А", в силу положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ, части 2 статьи 3 Закона Пермского края и других законоположений не относится к субъектам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи могут быть наделены адвокаты.
Вместе с тем, организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации возложена именно на адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Как следует из пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ, адвокатская палата субъекта Российской Федерации создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно.
Принимая во внимание изложенное выше, реализация Пермским краем своих полномочий путем предоставления субсидии Адвокатской палате Пермского края в целях оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации расходов адвокатов на оказание такой помощи в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п, не противоречит в целом действующему федеральному законодательству.
При этом утверждения заявителей в обоснование заявленных требований на то, что адвокаты согласие на оплату своего труда через ННО "А" не давали со ссылкой на отсутствие соответствующего решения общего собрания (конференции) адвокатов, какого-либо правового значения не имеет, поскольку определение порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителей о том, что оспариваемый Порядок противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются ошибочными.
Из анализа положений пунктов 2, 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями. При предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
В соответствии со статьей 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
ННО "Адвокатская палата Пермского края" в силу положений пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ и Устава данного юридического лица является некоммерческой организацией.
Пунктом 2 Постановления Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п в реестр расходных обязательств Пермского края включены расходы на предоставление субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, в том числе по годам: 2013 год - 770,0 тысячи рублей; 2014 год - 1320,0 тысячи рублей; 2015 год - 1320,0 тысячи рублей; 2016 год - 1320,0 тысячи рублей.
Указанные расходные обязательства Пермского края предусмотрены положениями Закона Пермского края от 19 декабря 2012 года № 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Закона Пермского края от 24 декабря 2013 года № 277-ПК "О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Пунктом 1.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п, установлено, что главным распорядителем субсидии является Агентство по делам юстиции и мировых судей Пермского края.
Положения об обязательной проверке Агентством по делам юстиции и мировых судей Пермского края, предоставившим субсидию, и органами финансового контроля Пермского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий его получателем - ННО "А", предусмотрены оспариваемым Порядком (пункты 4.1-4.4).
Таким образом, каких-либо несоответствий требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации оспариваемый заявителями Порядок не содержит.
При этом то обстоятельство, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не поименованы в качестве получателей бюджетных средств, участников бюджетного процесса, объектов государственного (муниципального) финансового контроля, правового значения не имеет. В данном случае ННО "А" является получателем субсидии.
Принимая во внимание, что оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26. Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ), ограничение оплаты труда и компенсации расходов адвокатам пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на текущий финансовый год, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Факт того, что выделение субсидии непосредственно ННО "А" может повлечь дополнительные расходы, связанные с администрированием денежных потоков при использовании субсидии, основанием для признания оспариваемого заявителями Порядка недействующим не является.
Ссылка заявителей на несоответствие Порядка в оспариваемой части положениям пункта 6 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ является ошибочной.
Права и обязанности адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, а также права и обязанности адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, связанные с организацией участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, порядок взаимодействия адвокатов и соответствующей адвокатской палаты установлены статьей 18 Федерального закона от 21.112011 года № 324-ФЗ. Оспариваемые заявителями положения Порядка в данной части положениям названного Федерального закона не противоречат. Поскольку ННО "А" является получателем субсидии, которая носит целевой характер - возмещение расходов по оплате труда адвокатов на оказание бесплатной юридической помощи и компенсации их расходов, несоответствие Порядка в оспариваемой заявителями части пункту 6 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ суд не усматривает.
В силу положений статьи 26 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
Пунктом 4 данной статьи установлены существенные условия соглашения между адвокатом и доверителем. К таковым в частности относятся: предмет поручения; условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.
Принимая во внимание, что в силу положений статьи 8 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, и адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, учитывая, что в соответствии со статьей 6 названного Федерального закона никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело и адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя, положения пункта 3.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п, в части обязательного приложения к Отчету адвоката соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", противоречат действующему федеральному законодательству.
Иные документы, перечисленные в пункте 3.5 Порядка, не могу быть отнесены к сведениям, составляющим адвокатскую тайну, в связи с чем возложение обязанности по приложению этих документов к Отчету адвоката не противоречит федеральному законодательству.
Также суд приходит к выводу о необходимости признания недействующим пункта 3.11 Порядка. Названным пунктом вид ответственности Адвокатской палаты Пермского края за перечисленные в этом пункте нарушения не установлен. Согласно статье 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нарушение законодательства субъекта Российской Федерации влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, поэтому оно не вправе устанавливать ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов Пермского края. Кроме того, следует учитывать, что в силу положений статьи 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку пункт 3.11 полностью и пункт 3.5 в части оспариваемого заявителями Порядка противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Основания для удовлетворения заявленных ННО "А" и М. требований в части признания недействующими пунктов 1.3, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 (за исключением слов "соглашение, заключаемое в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), 3.6, 3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п, не имеется, поскольку они не противоречат федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие положения Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2013 года № 696-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в Пермском крае, и компенсацию их расходов на оказание бесплатной юридической помощи":
пункт 3.5 в части слов "соглашение, заключаемое в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
пункт 3.11 полностью.
Отказать негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Пермского края" и М. в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 24 марта 2014 года.
Судья
БУЗМАКОВ С.С.
------------------------------------------------------------------