"Положение об общественных приемных института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Пермском крае"
Утверждено
Приказом
Уполномоченного по защите
прав предпринимателей
в Пермском крае
от 28.03.2014 № 25/1
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Меморандумом, заключенным между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титовым Б.Ю. и Правительством Пермского края о взаимодействии от 27.08.2013 № СЭД-01-108-78.
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, права, обязанности и организацию общественных приемных института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Пермском крае.
1.3. Общественные приемные института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Общественные приемные) создаются с целью оказания содействия Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - федеральный Уполномоченный) и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае (далее - региональный Уполномоченный) в деятельности по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Пермского края.
1.4. Общественные приемные института Уполномоченных на территории Пермского края являются экспертно-аналитическими и консультационными элементами института Уполномоченных.
1.5. Общественные приемные могут входить в состав аппарата регионального Уполномоченного или осуществлять свою деятельность на общественных началах под руководством регионального Уполномоченного. Общественные приемные могут осуществлять свою деятельность через коммерческую структуру, определяемую на конкурсной основе в рамках финансирования краевой программы поддержки и развития предпринимательства в Пермском крае в пределах имеющегося финансирования, и на основе утвержденного в установленном порядке технического задания.
Работа Общественных приемных по информированию субъектов предпринимательской деятельности об институте Уполномоченных по защите прав предпринимателей на территории Пермского края, о порядке обращения к Уполномоченным, по приему жалоб и обращений в адрес института Уполномоченных может осуществляться на основе соответствующего межведомственного соглашения о взаимодействии.
1.6. Работа Общественных приемных может финансироваться за счет следующих источников:
- внебюджетных (субсидии, гранты);
- средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- средств федерального бюджета Российской Федерации.
Финансирование Общественных приемных за счет средств бюджета Пермского края в 2014 году осуществляется в рамках реализации региональной программы поддержки субъектов предпринимательской деятельности, принятой на долгосрочный период (далее - региональная программа).
1.7. Методическое обеспечение деятельности Общественных приемных осуществляется аппаратом регионального Уполномоченного при поддержке аппарата федерального Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
2. Цели и задачи Общественных приемных
2.1. Общественные приемные создаются с целью защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности, дополнительного информирования бизнеса о возможностях государственной защиты и поддержки.
2.2. Общественные приемные, при наличии соответствующей необходимости, решают следующие задачи:
- организация консультаций субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, поднятым в обращениях к федеральному Уполномоченному и региональному Уполномоченному;
- организация первичной экспертизы по материалам обращения субъектов предпринимательской деятельности;
- организация краткосрочных программ обучения по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
- информирование о типичных случаях нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности и способах их решения;
- формирование отчетности по обращениям субъектов предпринимательской деятельности для целей дальнейшей аналитической обработки и разработки предложений по корректировке в сфере нормативного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности;
- подготовка материалов (резюме конфликта, экспертного заключения и др.) для последующего направления региональному Уполномоченному.
3. Права и обязанности Общественных приемных
3.1. При осуществлении своих полномочий Общественные приемные имеют право:
- принимать заявления, жалобы и ходатайства, поступающие в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, другую информацию, материалы и документы для рассмотрения и ответа заявителю;
- разъяснять заявителю способ и порядок защиты нарушенных прав;
- готовить проекты запросов и ответов Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации в случае необходимости получения информации от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- вносить предложения по организации и проведению семинаров, круглых столов и иных мероприятий по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а при наличии права на их проведение в соответствующем техническом задании - проводить их;
- оказывать обращающимся субъектам предпринимательской деятельности помощь в соответствии с целями и задачами Общественных приемных.
3.2. В рамках осуществления своей деятельности Общественные приемные обязаны:
- руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Законом Пермского края "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае", иными нормативно-правовыми актами РФ и Пермского края, приказами и распоряжениями регионального Уполномоченного и настоящим Временным положением;
- не реже одного раза в месяц представлять письменный отчет и направлять его региональному Уполномоченному. Отчет должен предоставляться по форме, утвержденной региональным Уполномоченным.
4. Организация приема и рассмотрение обращений граждан
4.1. Обращения субъектов предпринимательской деятельности делятся на устные и письменные.
Обращения по вопросам ведения предпринимательской деятельности, получения поддержки (финансовой, имущественной, информационной, образовательной и др.) и вопросам, не связанным с преодолением административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав могут быть рассмотрены специалистами Общественной приемной в устном порядке.
Обращения по вопросам преодоления административных барьеров, ликвидации нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности направляются в письменном виде в установленной форме на специальный адрес электронной почты, почте или факсу.
Личный прием субъектов предпринимательской деятельности ведется в помещениях Общественных приемных. Адрес, телефон и график работы Общественных приемных публикуются на Интернет-сайте регионального Уполномоченного http://ombudsmanbiz59.ru/.
Сотрудники общественных приемных (консультанты, эксперты) работают на возмездной или безвозмездной основе.
Если во время приема предпринимателей или рассмотрения их обращений выясняется, что в Общественных приемных невозможно решить поставленные вопросы, заявителю разъясняется порядок письменного обращения в структуры, компетентные в решении данных вопросов.
В Общественных приемных обязательно ведется учет и регистрация устных и письменных обращений, а также учет личного приема граждан.
4.2. Работа по рассмотрению письменных обращений по вопросам преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности организуется в два этапа.
4.2.1. Проверка обращений на соответствие следующим критериям (формальный фильтр):
- соответствие установленной регламентом форме обращения;
- наличие контактного телефона и координат электронной почты (при наличии), за исключением лиц, обращающихся из мест лишения свободы;
- надлежащий заявитель: не физическое лицо в личном статусе (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо лица, связанные с юридическим лицом, собственником юридического лица или индивидуальным предпринимателем);
- одной из сторон конфликта является орган государственной власти (орган местного самоуправления);
- существование заявителя.
В случае если рассматривается жалоба исключительно на административные дела, необходимо наличие решения, действия органов государственной власти, с которым заявитель не согласен и ранее обжаловал в суде первой инстанции, в досудебном порядке.
Сотрудник Общественной приемной, ответственный за регистрацию входящей корреспонденции, осуществляет проверку представленных документов на их соответствие требованиям формального фильтра.
В случае если документы не соответствуют требованиям формального фильтра, сотрудник Общественной приемной, ответственный за регистрацию входящей корреспонденции, подготавливает письмо о возврате документов заявителю с рекомендацией подготовить обращение в соответствии с установленным порядком по форме жалобы.
В случае если обращение субъекта предпринимательской деятельности не содержит информации, достаточной для начала рассмотрения по существу, но содержит контактный почтовый адрес, сотрудник Общественной приемной, ответственный за регистрацию входящей корреспонденции, направляет в адрес субъекта предпринимательской деятельности информационное письмо с рекомендацией подготовить обращение в соответствии с установленным порядком.
4.2.2. Первичная правовая экспертиза документов, предоставляемых к рассмотрению обращения (первичный формальный фильтр), предполагает проверку:
- комплектности (наличие решения органа власти или судебного решения для административных дел, наличие документов, подтверждающих позицию заявителя);
- юридической грамотности;
- соответствия профилю работы регионального Уполномоченного, в том числе проверка на то, что спор не является частным (корпоративным) спором между хозяйствующими субъектами;
- наличия/отсутствия решений федерального Уполномоченного и/или регионального Уполномоченного по данному заявителю, другим участникам конфликта по данному обращению;
- истечения срока давности обращения (3 года);
- исчерпания заявителем возможности судебного оспаривания решений.
На этапе первичной правовой экспертизы целесообразно предусмотреть проверку субъекта жалобы:
- по базе деловой репутации (например, СПАРК Интерфакс - www.spark.interfax.ru),
- по банку данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России (www.fssprus.ru).
По результатам первичной правовой экспертизы принимается: либо решение об отказе в принятии к рассмотрению обращения по существу, либо о принятии обращения к рассмотрению по существу.
В случае принятия решения об отказе в рассмотрении обращения заявителю направляется письмо.
Процедура осуществляется Общественными приемными в течение 5 рабочих дней. Результатом этого этапа должна быть подготовка первичного правового заключения, составленного по стандартизированной форме, которое докладывается региональному Уполномоченному и после принятия им решения о рассмотрении дела сообщается заявителю.
В случае принятия обращения к рассмотрению по существу на этапе первичной правовой экспертизы может осуществляться диспетчеризация, которая заключается в осуществлении следующих действий:
- классификация жалобы;
- оценка характера преследования предпринимателя (уголовное/административное, до судебного решения/после судебного решения);
- определение тематического направления (направлений) рассмотрения дела;
- определение степени важности (срочности) рассмотрения дела;
- переадресация в соответствующий орган власти.
С целью эффективной диспетчеризации поступающих жалоб их целесообразно классифицировать следующим образом:
1. Уголовные преследования.
2. Административное преследование:
2.1. нарушения при проведении проверок;
2.2. нарушения при оказании государственных услуг;
2.3. нарушения при размещении заказа на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
2.4. жалобы на рейдерство и коррупцию в органах власти;
2.5. жалобы на действия субъектов естественных монополий;
2.6. жалобы на действия органов власти при распоряжении имуществом.
3. Несовершенство законодательства.
Для рассмотрения жалобы по существу и ответа заявителю все необходимые материалы, включая само обращение, проекты запросов, проекты ответов заявителю направляются специалистами Общественных приемных в аппарат регионального Уполномоченного для их рассмотрения и, в случае согласия, подписания и направления соответствующим адресатам.
------------------------------------------------------------------