Решение Пермского краевого суда от 17.04.2014 по делу N 3-37-2014 <О признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 29.01.2014 N 50-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 301-п "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 года">
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу № 3-37-2014
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Няшина В.А. при секретаре Д.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., представителей Правительства Пермского края Н. и Н1.,
рассмотрев 17 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим п. 2 Постановления Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010 № 301-п "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов",
установил:
29.01.2014 года Правительством Пермского края издано Постановление № 301-п "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Указанное Постановление было опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 4 от 5.02.2014 года.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2 указанного Постановления, в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 года"; п. 1.3 указанного Постановления, в части утверждения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемые положения не соответствуют положениям ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, поскольку посредством оспариваемых положений нормативному правовому акту - Постановлению № 50-п - придана обратная сила и все его положения, которые регламентируют бюджетные правоотношения, подлежат применению с 01.12.2012 года.
Производство по делу по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края, в части требований о признании недействующим п. 1.3 Постановления Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010 № 301-п "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в части утверждения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год прекращено определением Пермского краевого суда от 17 апреля 2014 года.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. заявленные требования поддержала. Представители Правительства Пермского края Н. и Н1. заявленные требования не признали.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом. Такой вывод следует из буквального толкования указанной нормы права и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по аналогичным делам.
Согласно положениям части 2 статьи 5, статей 12, 15, 65, 83, 85, 92, 98, 111, 213, 214, 242, 264, 275 Бюджетного кодекса РФ, образование и расходование бюджета происходит в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Анализ содержания Постановления Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п позволяет сделать вывод о том, что его положения регламентируют бюджетные правоотношения, поскольку они определяют различные категории расходов органов местного самоуправления, которые должны учитываться при расчете нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
В свою очередь, нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, в соответствии с ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, являются той предельной величиной, которая устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть превышена дотационными муниципальными образованиями.
Таким образом, указанное Постановление Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п относится к категории актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Соответственно, оно не имеет обратной силы и может применяться к отношениям, возникшим после введения его в действие, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в п. 2 указанного Постановления, которое было введено в действие в январе 2014 года, содержится указание на то, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 года. Данное положение противоречит перечисленным выше нормам бюджетного законодательства и, по этой причине, должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылки представителя Правительства Пермского края на то, что оспариваемое положение не устанавливает ответственность муниципальных образований Пермского края, а наоборот, улучшает их положение, следовательно, в данном случае следует руководствоваться положениями ст. 54 Конституции РФ, не могут быть признаны обоснованными. Определяющее значение для рассмотрения данного дела имеет то обстоятельство, что путем принятия оспариваемой нормы права, установленное в 2014 году правовое регулирование бюджетных правоотношений, связанных с определением количественных показателей нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, было распространено на прошлое время, на период времени, начиная с декабря 2012 года. Такой подход противоречит закону.
В данном случае не идет речь о том, что, как указывают представители Правительства Пермского края, путем увеличения количественных показателей этих нормативов и распространения их на прошлое время было улучшено положение дотационных муниципальных образований Пермского края, поскольку, хотя они и превысили нормативы, ранее установленные им на 2013 год, но с учетом новых, более высоких нормативов, установленных на 2013 финансовый год в 2014 году, для них не возникнут неблагоприятные последствия в связи с нарушением ими требований ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ. Речь идет о необходимости соблюдения бюджетной дисциплины участниками бюджетных правоотношений, а не о том, какое правовое регулирование является для них предпочтительным. Соответственно, ссылки на то, что нормам, регулирующие бюджетные правоотношения, в случае, если они улучшают положение участников данных правоотношений, может быть придана обратная сила, являются несостоятельными.
Кроме того, указанный довод представителей Правительства Пермского края не имеет непосредственного отношения к предмету судебного разбирательства по данному делу, поскольку он относится к вопросу о распространении на прошлое время количественных показателей нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, которые были определены Постановлением Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п. Однако, как было указано выше, производство по делу по заявлению, в части требований о признании недействующим п. 1.3 данного Постановления, в части утверждения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2, в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 года", Постановления Правительства Пермского края от 29.01.2014 № 50-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010 № 301-п "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 22 апреля 2014 года.
Председательствующий
НЯШИН В.А.
------------------------------------------------------------------