Решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.05.2014 по делу N 2-2257/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 статьи 3 Положения о земельном налоге на территории города Перми, утвержденного решением Пермского городской Думы от 08.11.2005 N 187>
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ПЕРМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. по делу № 2-2257/14
12 мая 2014 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Р.,
с участием прокурора Михиевского Д.Б.,
представителя заинтересованного лица - Пермской городской Думы - З., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Перми о признании несоответствующим законодательству и недействующим в части Положения о земельном налоге на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. № 187,
установил:
Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании несоответствующим законодательству и недействующим абзац 4 ст. 3 Положения о земельном налоге на территории города Перми, утвержденного решением Пермского городской Думы от 08.11.2005 г. № 187.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что решением Пермской городской Думы № 187 от 08.11.2005 г. утверждено Положение "О земельном налоге на территории города Перми" (далее - Положение). Прокурором г. Перми проведена антикоррупционная экспертиза, в Положении выявлен коррупциогенный фактор. Абзацем 4 статьи 3 данного Положения предусмотрено, что налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данное положение нормативно-правового акта противоречит статье 397 Налогового кодекса РФ, предусматривающей следующие категории налогоплательщиков: организации; физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Абзац 4 статьи 3 Положения создает правовую неопределенность в сроке исполнения физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, обязанности по уплате налога. Указанная неопределенность создает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, создает условия для проявления коррупции (п. 2 ст. 1 ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"). Требование прокуратуры об изменении Положения отклонено решением Пермской городской Думы № 16 от 28.01.2014 г. (л.д. 2-5).
В судебном заседании представитель заявителя требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Пермской городской Думы просил в удовлетворении заявления отказать, так как Положение в оспариваемой части требованиям федерального законодательства соответствует.
Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно ст. 3 Положения налог (авансовые платежи по налогу) подлежит уплате в следующие сроки:
налогоплательщиками-организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, налог уплачивается не позднее 2 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
(в ред. решения Пермской городской Думы от 22.11.2011 № 225)
налогоплательщиками - организациями уплачиваются авансовые платежи по налогу не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября; налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу за земельные участки, используемые ими в предпринимательской деятельности, уплачивают не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября;
(в ред. решения Пермской городской Думы от 02.03.2006 № 31)
налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. решения Пермской городской Думы от 28.09.2010 № 143)
Прокурор г. Перми обратился в Пермскую городскую Думу с требованием об изменении абз. 4 ст. 3 Положения с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (л.д. 17-18).
Решением Пермской городской Думы № 16 от 28.01.2014 г. требование прокурора г. Перми отклонено (л.д. 19). До принятия указанного решения Пермской городской Думой получены заключения Управления экспертизы и аналитики Пермской городской Думы № 01-01-06-108 от 16.01.2014 г., Главы города Перми № СЭД-01-71-9 от 20.01.2014 г., Контрольно-счетной палаты города Перми № 38 от 16.01.2014 г., согласно выводам которых абз. 4 ст. 3 Положения не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав положения приведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия абз. 4 ст. 3 Положения Налоговому кодексу РФ.
Частью 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Следовательно федеральное законодательство разделяет понятия "физическое лицо" и "индивидуальный предприниматель".
Указание в абз. 4 ст. 3 Положения на категорию "физические лица" исключает возможность их отождествления с "физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями".
Использованная в статье 3 Положения терминология не создает для правоприменителя неопределенность в ее толковании. Абзац 4 ст. 3 Положения согласуется с ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ.
Предусмотренная абз. 4 ст. 3 Положения обязанность физических лиц по уплате налога на основании налогового уведомления не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, не устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, не содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором положение нормативно-правового акта не содержит коррупциогенный фактор.
При этом суд учитывает, что согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ абзац третий пункта 1 статьи 397 с 01.01.2015 г. будет изложен в следующей редакции: "Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.".
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований прокурора г. Перми следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований прокурора города Перми о признании несоответствующим законодательству и недействующим в части Положения о земельном налоге на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. № 187, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
О.Н.РУБАН
Судья
О.Н.РУБАН
------------------------------------------------------------------