По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2014 N 418-п "Об утверждении Концепции мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, на 2014-2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. № 418-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНВАЛИДИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ,
НА 2014-2016 ГОДЫ

В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопросов развития системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, руководствуясь Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Правительство Пермского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, на 2014-2016 годы.
2. Министерству социального развития Пермского края в срок до 1 июля 2014 года обеспечить разработку и представление для утверждения в Правительство Пермского края проекта распоряжения Правительства Пермского края "Об утверждении межведомственного плана реализации Концепции мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, на 2014-2016 годы".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края утвердить планы первоочередных мероприятий до 2016 года по реализации положений Концепции мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, на 2014-2016 годы.
4. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Кочурову Н.Г.

Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 29.05.2014 № 418-п

КОНЦЕПЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ИНВАЛИДИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, НА 2014-2016 ГОДЫ

Введение

Концепция мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края, на 2014-2016 годы подготовлена с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Концепция).
Концепция определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на среднесрочную перспективу по развитию системы профилактики инвалидизации населения, медико-социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями.
Концепция основана на анализе текущей ситуации в сфере реабилитации инвалидов в Пермском крае, а также на международных положениях, действующих в этой сфере, и базируется на научных исследованиях ученых государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А.Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет".
Учитывая межведомственный характер рассматриваемого вопроса, Концепция предлагает основные направления профилактики инвалидизации населения, развития службы реабилитации инвалидов и их социальной интеграции.
Концепция является системообразующим документом и основанием для разработки межведомственных планов, государственных программ и нормативных правовых актов, направленных на решение задач по реабилитации инвалидов, обеспечению им равных возможностей и интеграции в общество на основе взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.

Термины, используемые в Концепции

Безбарьерная среда жизнедеятельности (среда жизнедеятельности, доступная для инвалида) - обычная среда, окружающая человека, учитывающая потребности, возникающие в связи с инвалидностью, и позволяющая лицам с ограниченными возможностями вести независимый образ жизни.
Инвалидность - ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Интеграция в общество - процесс восстановления разрушенных связей человека с обществом в результате реабилитационных мероприятий, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг.
Качество жизни - интегральная содержательная характеристика образа жизни индивида. Качество жизни складывается из ряда более частных показателей, физического, психологического, социального благополучия. Отражает общую удовлетворенность жизнью, уверенность в завтрашнем дне, наличие реальных перспектив социального продвижения и возможности для развития задатков и способностей, полноту участия в жизни общества.
Коммуникация - особый вид деятельности, целью которой является получение, обобщение или обмен какой-либо информацией. Коммуникация требует от участников определенного уровня подготовки, обеспечивающего взаимопонимание.
Мультидисциплинарная бригада специалистов - единая команда (бригада) специалистов, которые работают с четкой согласованностью действий и подходом к реализации задач реабилитации. В состав бригады могут входить невролог, кинезиотерапевт, физиотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре, нейропсихолог-логопед, психиатр, психолог, эрготерапевт (или бытовой реабилитолог), специально обученные приемам реабилитации медицинские сестры.
Нарушение - это любая потеря, аномалия психологической, физиологической, анатомической структуры или функции, то есть отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида. Определение характеристик этого статуса дается врачами-специалистами.
Независимая жизнь и функционирование - возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других.
Ограничение жизнедеятельности - это ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста в окружающей его социальной среде.
Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
Социальная недостаточность - это недостаток, вытекающий из нарушения и ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнить лишь ограниченно или не может выполнить совсем обычную для его положения (возраста, пола, социального и культурного статуса) роль в жизни.
Социальная адаптация инвалидов - активные усилия инвалидов в течение всей жизни достигнуть согласия с окружающей средой с целью выживания, развития и воспроизводства.
Социальная интеграция (реинтеграция) - активный процесс в результате реабилитационных мероприятий, восстановления социальных функций и связей инвалида, а также формирование новых социальных ролей с учетом имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности.
Семейное реабилитационное пространство - специально созданные условия для проведения самостоятельных реабилитационных мероприятий, проводимых родителями или родственниками в домашних условиях, при условии специально оборудованного места и обучения родителей или родственников основным методикам реабилитации и ухода.
Жизнеобеспечение - деятельность, связанная с включенностью людей в процессы хозяйственной жизни, прежде всего в систему общественного развития труда, в домашнее хозяйство, в финансовые отношения.
Эрготерапия (дело, занятие) - терапия посредством работы, занятий, направленная на восстановление нарушенных функций и независимости лиц, которые в силу ослабленного здоровья не могут осуществлять уход за собой, вести продуктивную деятельность и проводить свой досуг.

I. Состояние проблемы инвалидности в Пермском крае

1.1. Состояние инвалидности в Пермском крае

В настоящее время на долю инвалидов в Пермском крае приходится 9,4% населения (259 тыс. человек). Инвалидность населения приводит к значительным потерям трудового потенциала и наносит значительный социально-экономический ущерб. С учетом величины валового регионального продукта экономический ущерб по всем случаям инвалидности составляет 15,2 млрд. рублей в год.
В структуре общей инвалидности населения преобладают лица пенсионного возраста - 62,7%, трудоспособного возраста составляют 32,5%, дети - 4,8%. Среди причин инвалидизации взрослого населения ведущее место занимают болезни системы кровообращения - 40,2%, из них доминируют цереброваскулярные заболевания - 42,4%. Онкологические заболевания находятся на втором месте - 21,9%. Высока доля инвалидов вследствие патологии опорно-двигательного аппарата - 7,0% и последствий травм - 5,9%.
Количество детей-инвалидов в Пермском крае составляет 9037 человек. В структуре детской инвалидности на первое место выходят заболевания психоневрологической сферы и врожденные пороки развития. Удельный вес психических и поведенческих расстройств составляет 26,8%. Умственная отсталость определяется у 77,6% детей-инвалидов. Доля врожденных аномалий развития составляет 19,4%, из них 22,6% составляют хромосомные нарушения. Третье место занимают болезни нервной системы - 11,9%, преобладающей патологией среди которых является детский церебральный паралич - 60,9%.
Динамика числа инвалидов в регионе за период 2000-2012 годов свидетельствует об увеличении данной категории населения. Если в 2004 г. уровень общей инвалидности составлял 83,8 на 1000 населения, то в 2012 г. - 95,6, темп прироста в среднем до 3% ежегодно.
Показатель полной реабилитации у взрослых инвалидов при переосвидетельствовании в 2012 г. составил 6,7% (2011 - 6,6%, 2010 - 4,7%), что превышает среднероссийский показатель - 4-5%. Показатель частичной реабилитации увеличился с 12,6% в 2008 г. до 20,7% в 2012 г., а показатель суммарной реабилитации - с 12,0% в 2008 г. до 16,8% в 2012 г.
У детей показатель полной реабилитации снижается: в 2007 году он составлял 10,3%, а в 2010-2012 гг. - 5,9%. Данная тенденция объясняется степенью тяжести инвалидизирующей патологии, а также недостаточным качеством, доступностью и своевременностью оказания медико-социальной помощи в учреждениях системы здравоохранения и социального обеспечения.
Таким образом, при сохранении на территории Пермского края существующих тенденций прогнозируется рост общего количества инвалидов за счет увеличения их численности в пенсионном возрасте и стабилизация количества инвалидов трудоспособного возраста. Уровень общей инвалидности у детей до 18 лет тенденции к росту не имеет. Однако доминирующая у них психоневрологическая инвалидность является наиболее тяжелой, что диктует необходимость развития системы ее профилактики и комплексной реабилитации.

1.2. Организация процесса медико-социальной реабилитации
инвалидов в Пермском крае

В основу механизма реализации комплексной реабилитации инвалидов положена индивидуальная программа реабилитации инвалидов (далее - ИПР).
ИПР - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
По данным федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю") охват инвалидов индивидуальными программами реабилитации составляет 100%. В 2012 г. специалистами ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю" было сформировано 50161 ИПР, в том числе для детей - 5182 ИПР.
1.2.1. Медицинская реабилитация инвалидов.
В медицинской реабилитации нуждаются все лица с инвалидностью (в 100% случаев). По данным обращаемости в ФКУ "ГБ МСЭ по Пермскому краю" всего в 2012 г. у взрослого населения инвалидность установлена 43585 чел., из них впервые - 17826 чел. (40,9%), при переосвидетельствовании - 25759 чел. (59,1%). Среди них инвалидность без срока переосвидетельствования определена у 19071 чел. (43,8%). Инвалидность бессрочно устанавливается преимущественно при первой группе (78,4%). Число детей, признанных инвалидами до 18 лет, с учетом ведущих классов болезней и нуждающихся в медицинской реабилитации, составило 4706.
Реализация медицинской реабилитации для инвалидов необходима с целью профилактики утяжеления инвалидности и поддержания достигнутого или имеющегося оптимального уровня здоровья, повседневного функционирования и качества жизни. В системе здравоохранения реабилитацию инвалидов осуществляют отделения восстановительного лечения лечебно-профилактических учреждений. Инвалиды из числа участников войн, радиационных катастроф проходят курс медико-социальной реабилитации в госпитале ветеранов войн.
Проведенный анализ показал, что возможности реабилитационных подразделений, функционирующих в системе здравоохранения, недостаточны, не в полной мере отвечают современному пониманию реабилитации. В настоящее время основная нагрузка по проведению восстановительного лечения больных и инвалидов ложится на амбулаторно-поликлинические учреждения. У маломобильной части инвалидов имеются трудности в посещении лечебно-профилактических учреждений для получения реабилитационной помощи. Это нередко является главной причиной вторичной нетрудоспособности, еще сильнее ограничивающей шансы инвалидов на участие в социальной и экономической жизни.
К категории детей, требующих проведения реабилитационных мероприятий в условиях реабилитационных отделений и центров, относятся дети с перинатальной патологией, с патологией центральной нервной системы (далее - ЦНС) и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями, включая онкологическую патологию. Однако реабилитационные центры для детей, оказывающие реабилитационные медицинские услуги в условиях стационара, отсутствуют.
Таким образом, необходима подготовка учреждений здравоохранения в рамках безбарьерной среды к проведению массовой медицинской реабилитации в рамках реализации ИПР.
1.2.2. Социальная реабилитация инвалидов.
Потребность в социальной реабилитации испытывают 96 из 100 инвалидов трудоспособного возраста. Наиболее высока она у инвалидов I, II группы, лиц молодого возраста (18-24 лет), мужчин, а также инвалидов, проживающих в сельской местности. Приоритетными видами социальной реабилитации для инвалидов и их семей являются информационная поддержка и консультационная помощь, социально-психологическая реабилитация, содействие в решении личных проблем, адаптационное обучение инвалида и его семьи, оказание юридической помощи, посторонний уход, социокультурная реабилитация, обеспечение и обучение пользованию техническими средствами реабилитации, адаптация жилья, реабилитация средствами физкультуры и спорта.
С июля 2010 года инвалидам и детям-инвалидам предоставляются реабилитационные услуги в условиях дневного и временного пребывания с использованием сертификата. Предоставление реабилитационных услуг обеспечивается организациями различных форм собственности, прошедшими квалификационный отбор, и включает санатории, профилактории, медицинские и другие организации различных форм собственности, что расширяет возможности выбора и получения более широкого спектра медико-социальных услуг.
В 2013 году в перечень реабилитационных служб, оказывающих данные услуги, вошли 26 организаций, из них 4 государственных учреждения.
Стоимость набора реабилитационных услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляла в 2013 году от 10 до 21 тыс. рублей за курс реабилитации.
По сравнению с 2009 годом количество получателей реабилитационных услуг увеличилось с 3583 до 9366 в 2013 году, в том числе из общего количества выданных сертификатов реабилитационные услуги получили 4927 ребенка-инвалида, что составило 52,6%.
Наибольшее количество сертификатов было реализовано жителями г. Перми - 3582 человека, из них 42% прошли курс реабилитации в государственных учреждениях, а 58% - в санаториях-профилакториях Пермского края.
Проведенный анализ показал, что основным поставщиком реабилитационных услуг являются государственные центры реабилитации. Из учреждений, не относящихся к системе социального обслуживания населения, наибольший охват осуществляли 12 санаториев-профилакториев. Остальные обслуживали менее 100 человек в год, что ставит под сомнение наличие у этих учреждений подразделений по социальной реабилитации, так как данная деятельность является для них не профильной, не основной и сводит на нет само содержание медико-социальной реабилитации инвалидов.
Сложность реализации ИПР связана с тем, что ее исполнение осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, медицинские и социальные учреждения государственной службы реабилитации, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные организации и другие субъекты реабилитации. Это требует межведомственного взаимодействия, координации и эффективного управления процессом реабилитации.
В связи с увеличением количества инвалидов, получающих ИПР, потребность их в медико-социальной реабилитации увеличивается. В связи с этим актуальным является определение критериев ее эффективности. Эффективность процесса реабилитации традиционно оценивается с помощью показателей реабилитации, которые являются критериями оценки деятельности ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю". Однако данные показатели отражают глобальные тенденции снижения выраженности инвалидности и не в полной мере раскрывают динамику изменений в показателях жизнедеятельности, повседневной активности и социального функционирования инвалидов в процессе реабилитационных мероприятий.

1.3. Безбарьерная доступность реабилитационных служб

Создание условий для интеграции инвалидов в общество связано, в первую очередь, с физической, информационной доступностью инфраструктуры.
Проведенный анализ доступности объектов социальной инфраструктуры в регионе показал, что только 37% учреждений частично или полностью оборудованы с учетом безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Несколько лучше обстоят дела в учреждениях социального обслуживания территориальных управлений Министерства социального развития Пермского края, полная или частичная доступность которых составляет 57%. В то время как для учреждений медико-социальной экспертизы этот показатель составляет 40%, здравоохранения - 34%, администрации муниципальных образований - 42%, региональных отделений Фонда социального страхования и Пенсионного фонда Российской Федерации - 28% и 25% соответственно.

1.4. Потребность в реабилитационных койках

При создании реабилитационной инфраструктуры для комплексной реабилитации инвалидов исходя из количества лиц, признанных инвалидами впервые и повторно (детей и взрослых), с учетом ведущих классов болезней и отдельных нозологических форм ориентировочная потребность в реабилитационных койках для совершеннолетних инвалидов составляет 206 коек.
С учетом характера инвалидизирующей патологии и распределения по возрасту треть детей, признанных инвалидами, нуждаются в проведении медицинской и социальной реабилитации в условиях стационара. Следует подчеркнуть, что кратность курсов реабилитации для детей должна составлять 2-4 раза в год. В связи с этим существует потребность в организации 230 реабилитационных коек для детей-инвалидов. Необходимо 436 коек для комплексной реабилитации детей и взрослых инвалидов в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Таким образом, существует необходимость разработки системы мер, направленных на предупреждение инвалидизации населения, а также на развитие медико-социальной реабилитации инвалидов, особенно с первичной инвалидностью, вызванной заболеваниями, которые составляют структуру инвалидности региона и способствуют ухудшению жизненного и трудового прогноза.

II. Основные проблемы системы медико-социальной реабилитации
инвалидов, обоснование необходимости и целесообразности
использования методологии Международной классификации
функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

2.1. Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить ключевые проблемы, на решение которых должны быть направлены мероприятия развития системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
2.1.1. Необходимость организации этапной преемственной системы ранней и продолженной медицинской реабилитации как средства снижения смертности и предотвращения инвалидизации населения Пермского края с формированием соответствующей реабилитационной инфраструктуры, мультидисциплинарного подхода, внедрением современных реабилитационных технологий и системы подготовки кадров.
2.1.2. Несмотря на наличие многих субъектов комплексной реабилитации инвалидов, ее эффективное функционирование как межведомственной, этапной, преемственной, комплексной, управляемой системы организовано недостаточно. Существующая реабилитационная инфраструктура учреждений системы здравоохранения и социального обслуживания не всегда соответствует современным требованиям.
2.1.3. Действующая модель реабилитации с использованием сертификатов и размещением услуг в учреждениях различных форм собственности, включая санаторно-курортные учреждения, не позволяет реализовать основополагающие принципы реабилитации (этапности и непрерывности), влечет за собой подмену понятий медико-социальной реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также усиливает иждивенческие позиции инвалидов. Реабилитационные центры и санаторно-курортные учреждения должны не конкурировать, а составлять разные этапы единого реабилитационного процесса. Регулирование этапности должно осуществляться не с позиции благополучателя (инвалида), а действующими порядками, стандартами реабилитационной помощи, специалистами ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю", здравоохранения и социального развития.
2.1.4. Недостаточная кратность получения сертификатов инвалидами, особенно с первичной инвалидностью, без учета рекомендаций ИПР и специалистов-реабилитологов. Существует период (реабилитационное окно в течение первых 2-3 лет наступления инвалидности), когда организм человека с инвалидностью имеет значительный реабилитационный потенциал для наиболее полного восстановления. В дальнейшем он снижается, и формируется стойкая инвалидность.
2.1.5. В соответствии с положениями Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ) требуется максимальное приближение социальных реабилитационных служб к месту проживания человека с инвалидностью. Это условие необходимо для того, чтобы все реабилитационные мероприятия проводились с учетом условий проживания человека, так как ключевой задачей реабилитации является восстановление способностей человека к социальной интеграции в среду его непосредственного проживания с ее особенностями развития, экономики, быта, социальной инфраструктуры.
2.1.6. Низкая материально-техническая оснащенность государственных реабилитационных центров современным реабилитационным оборудованием, нехватка реабилитационных помещений, необходимость их ремонта и модернизации, включая безбарьерную доступность реабилитационных служб.
2.1.7. Отсутствие единой автоматизированной межведомственной информационно-ресурсной базы об инвалидах делает маршрутизацию реабилитационных программ практически невозможной и не способствует разработке качественных реабилитационных программ, затрудняет процесс ее реализации и оценку эффективности.
2.2. Необходимость использования методологии МКФ.
Наличие вышеуказанных проблем диктует необходимость разработки стратегии развития системы реабилитации инвалидов на территории Пермского края. Важен пересмотр системы взглядов в методологическом аспекте.
В системе реабилитации инвалидов необходимо перейти от чисто медицинской модели к социальной, которая включает использование не только реабилитационного подхода, направленного на увеличение человеческого потенциала, физической независимости, качества жизни, но и интеграционного подхода, основанного на развитии доступности социальных институтов.
Всемирной организацией здравоохранения совместно с Международной организацией инвалидов разработана МКФ, которая интегрирует медицинскую и социальную модели. При применении МКФ учитываются следующие аспекты:
здоровье и функциональный потенциал человека, его социальная активность и включенность в разнообразные виды деятельности;
типы систем поддержки, включающие в себя реабилитационную и интеграционную инфраструктуру, политику, личное и социальное окружение, связанные с инвалидами;
физические, социальные, средовые, экономические и личностные барьеры;
жизненный опыт инвалидов, их активность и участие в жизни общества;
местные сети, оказывающие поддержку инвалидам, включая государственные и общественные ресурсы, используемые для помощи при интеграции в общество.
Биопсихосоциальная модель предполагает подготовку специалистов в управленческих структурах, отвечающих за реализацию политики в сфере инвалидности и координирующих реализацию ИПР и интеграции, а также специалистов по реабилитации немедицинских специальностей и врачей-реабилитологов, оказывающих реабилитационные услуги в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
При этом для развития системы комплексной реабилитации инвалидов и создания условий для их интеграции в общество потребуется реализация разнообразных направлений и мероприятий, координация усилий органов государственной власти, разных ведомств и учреждений, заинтересованных в решении данных проблем, что возможно только при использовании программно-целевого подхода.

III. Основная цель и задачи Концепции

3.1. Целью Концепции является совершенствование системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов, а также создание условий и возможностей во всех сферах жизнедеятельности для наиболее эффективной их интеграции в общество в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями региона.
3.2. Основные задачи:
3.2.1. обеспечение доступа к информационным системам через формирование межведомственной информационно-ресурсной базы инвалидов с целью усиления координации и взаимодействия учреждений, субъектов реабилитации и оценки эффективности системы реабилитации;
3.2.2. внедрение и развитие трехэтапной системы медицинской реабилитации, доступной для больных и инвалидов на стационарном, амбулаторном и санаторно-курортном этапах, обеспечивающих систему вторичной и третичной профилактики инвалидизации;
3.2.3. совершенствование и развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на методологии МКФ, с акцентом на их трудовую занятость и наиболее эффективную социальную интеграцию, с внедрением механизмов эффективного взаимодействия между субъектами реабилитации, а также системы контроля качества;
3.2.4. укрепление и модернизация государственной службы реабилитации инвалидов через приведение материально-технической базы в нормативное состояние и внедрение новых технологий реабилитации;
3.2.5. создание системы своевременного обеспечения инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями;
3.2.6. обеспечение доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, среде жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения;
3.2.7. развитие системы инклюзивного образования;
3.2.8. обеспечение полноценной профессиональной реабилитации инвалидов через формирование системы мотивации работодателей, стимулирующей создание рабочих мест для трудоустройства и профессиональной адаптации инвалидов;
3.2.9. организация и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и социокультурных мероприятий для инвалидов на постоянной основе, обеспечение учреждений соответствующим оборудованием;
3.2.10. совершенствование информационно-методического и научного сопровождения подготовки специалистов с привлечением инновационного международного и лучшего российского опыта в медико-социальной реабилитации инвалидов.

IV. Основные направления Концепции

4.1. К основным направлениям Концепции относятся:
4.1.1. профилактика инвалидизации населения;
4.1.2. развитие и совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов;
4.1.3. создание условий для социальной интеграции и обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
4.2. Профилактика инвалидизации населения (первое стратегическое направление).
Для реализации первого стратегического направления необходимо решение тактических задач, прежде всего в сфере здравоохранения. В данном направлении Концепции необходимо предусмотреть реализацию системного подхода к профилактике, в частности, реализацию мероприятий по первичной, вторичной и третичной профилактике инвалидности: создание безопасной среды жизнедеятельности, продвижение здорового образа жизни и сберегающего здоровье поведения; проведение мероприятий по ранней диагностике и вмешательству в развитие детей первых лет жизни с высоким риском появления различных нарушений, внедрение технологий ранней и продолженной медицинской реабилитации; интенсивное оказание комплексных реабилитационных услуг инвалидам с первичной инвалидностью вследствие сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, заболеваний и травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
С целью создания в Пермском крае современной трехэтапной системы медицинской помощи по медицинской реабилитации в рамках государственной программы Пермского края "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1319-п, разработана подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям".
4.3. Развитие и совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов (второе стратегическое направление).
Эффективность системных реабилитационных мероприятий во многом зависит от слаженности, преемственности, этапности в организации и проведении работы всеми заинтересованными службами и ведомствами - субъектами реабилитации на региональном и муниципальном уровнях.
При этом важно, чтобы общая координация деятельности и определение стратегических целей осуществлялись рабочей группой, действующей на постоянной основе в рамках Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края. В систему ведомств, задействованных в этой сфере и решающих тактические задачи в области комплексной реабилитации инвалидов в Пермском крае, входят: ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю", Министерство социального развития Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Агентство по занятости населения Пермского края, государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ПРО ФСС), общественные организации инвалидов.
Ключевой аспект Концепции с позиции МКФ заключается в том, что реабилитация и социальная интеграция инвалидов не могут рассматриваться отдельно. Это взаимосвязанные процессы, включающие с позиции международного права доступную местную реабилитационную инфраструктуру, реализацию в этих условиях во всех субъектах реабилитации индивидуальной программы и достижение эффективной социальной интеграции или профессиональной реинтеграции.
Для этого необходимо в каждом муниципальном образовании создание ранней, комплексной, этапной, доступной, управляемой, эффективной системы (службы) реабилитации как универсальной социальной технологии подготовки инвалидов к интеграции в общество, реализуемой мультидисциплинарными бригадами специалистов с активным участием как инвалидов, так и членов их семей. В данном случае на территориальном уровне с учетом реабилитационных возможностей решаются тактические (прикладные) задачи. Субъектами реабилитации на этом уровне выступают общие и специализированные бюро ФКУ "ГБМСЭ по Пермскому краю", учреждения здравоохранения, социального обслуживания населения, образования и культуры, протезно-ортопедические предприятия, центры занятости населения, отделения ГУ ПРО ФСС и общественных организаций инвалидов.
Задачи координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида законодательно возложены на органы социальной защиты населения, функции которых в регионе осуществляют Министерство социального развития Пермского края и его территориальные органы. Для планирования объемов реабилитационных мероприятий, своевременной коррекции процесса реализации реабилитационных программ, осуществления контрольной функции со стороны координатора требуется разработка грамотного менеджмента, четкое отслеживание и направление потоков инвалидов с учетом рекомендаций ИПР в те или иные субъекты реабилитации, что предполагает формирование единой межведомственной базы данных инвалидов - получателей реабилитационных услуг.
При реализации второго стратегического направления ключевое место отводится Министерству социального развития Пермского края, для которого необходимо решение следующих тактических задач на 2014-2016 годы:
обеспечение государственных гарантий в области социального обслуживания и социальной реабилитации инвалидов в соответствии с национальными стандартами, пересмотр перечня услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г. № 99-п "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему";
совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов, внедрение модели дифференцированного предоставления реабилитационных услуг в зависимости от наличия или отсутствия в территории реабилитационной службы с последующим ее созданием по месту проживания инвалидов;
внедрение инновационных роботизированных и компьютеризированных технологий комплексной реабилитации;
совершенствование системы информированности населения о мерах социальной защиты и обслуживания инвалидов;
разработка эффективных механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями;
формирование межведомственной информационной базы инвалидов с использованием методологических подходов МКФ для усиления координации и взаимодействия учреждений - субъектов реабилитации и оценки эффективности комплексной реабилитации;
разработка стандартов медико-социальной реабилитации в соответствии с индивидуальными потребностями и реабилитационным потенциалом (дети-инвалиды, инвалиды трудоспособного возраста, инвалиды пенсионного возраста) и системы оценки качества реабилитационных мероприятий;
организация обучения (переподготовки) специалистов в области медико-социальной реабилитации с позиции МКФ и междисциплинарного подхода;
организация и проведение научных исследований по проблемам инвалидности и комплексной реабилитации инвалидов;
организация научно-практических конференций различного уровня по актуальным проблемам медико-социальной реабилитации инвалидов.
4.4. Создание условий для социальной интеграции и обеспечения жизнедеятельности инвалидов (третье стратегическое направление).
Данное направление связано с соблюдением права на равенство и отсутствие дискриминации независимо от состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности. С точки зрения интеграционного подхода необходимо обеспечение инвалидам доступа ко всей социальной инфраструктуре, внедрение инклюзивного образования, сохранение и создание рабочих мест для реинтеграции инвалидов или работников, пострадавших на производстве. Реализация пилотных проектов по включению инвалидов, проживающих как в сельской местности, так и в городских районах, в свободный рынок труда через создание соответствующих условий для различных форм занятости и организацию доступных рабочих мест, включая "поддерживающую" занятость для лиц с тяжелой инвалидностью. Кроме того, важно создание условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом для включения в социокультурное пространство региона.
Реализация третьего стратегического направления связана с доступностью как физической, так и информационной. При этом очень важно формирование доступной среды не только для инвалидов, но и для всех маломобильных групп населения, то есть необходим универсальный дизайн среды.
4.4.1. Тактические задачи по формированию универсального дизайна среды. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
приспособление к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов, в том числе объектов жилищного фонда и прилегающих дворовых территорий, пешеходно-транспортных коммуникаций, рекреационных зон, объектов социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (с учетом экономической целесообразности);
формирование системы мониторинга и контроля, в том числе общественного, за обеспечением доступности социальной и транспортной инфраструктуры для инвалидов;
нормативное правовое и методическое сопровождение формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
установление оценочных показателей деятельности органов исполнительной власти, муниципальных образований по формированию безбарьерной среды и доступности услуг для инвалидов;
строительство зданий и сооружений, дорожных и транспортных объектов, соответствующих требованиям существующих законодательных и нормативно-инструктивных документов, обеспечивающих их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения;
наличие контролирующих органов, имеющих соответствующие полномочия и влияние;
наличие информационной составляющей.
4.4.2. С целью создания и сохранения рабочих мест для реинтеграции инвалидов необходимо решение тактических задач в сфере труда и занятости. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
обеспечение полноценной профессиональной реабилитации инвалидов и создание реальных условий для их трудоустройства и профессиональной адаптации;
проведение анализа рынка труда и расширение спектра специальностей в профессиональных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы;
формирование механизма и системы мотивации для работодателей, стимулирующей создание и оборудование рабочих мест для инвалидов;
развитие различных форм государственно-частного партнерства, содействующих трудоустройству инвалидов;
ведение мониторинга структуры спроса и предложения рабочей силы из числа инвалидов;
разработка и реализация программы охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма на предприятиях, а также мер экологической безопасности;
обеспечение рабочих мест для инвалидов необходимым оборудованием и создание благоприятных условий труда.
Инклюзивное образование должно быть доступно для всех детей-инвалидов.
Другие формы обучения должны рассматриваться только в случаях, если инклюзивное образование невозможно ввиду отсутствия пользы для обучающегося или возникновения потенциальных проблем для других обучающихся. Для эффективной реализации инклюзивного образования необходимо, чтобы каждая общеобразовательная организация в своем штате имела сотрудника, отвечающего за взаимодействие с инвалидами.
4.4.3. Тактические задачи в сфере образования. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
поддержка и комплексное сопровождение инвалидов на разных этапах получения образования, в том числе профессионального;
создание в дошкольных и общеобразовательных организациях необходимых условий для реализации индивидуальных учебных планов детей-инвалидов;
внедрение современных форм образования для детей-инвалидов, в том числе через дистанционное обучение;
формирование системы инклюзивного образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и т.д.);
создание безопасной и сберегающей здоровье среды в образовательных организациях;
формирование доброжелательной социальной среды для инвалидов;
раннее выявление семей, детей и подростков, относящихся к группе медико-социального риска;
создание единой системы информационного и методического обеспечения образовательных организаций по вопросам образования, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование системы профессиональной реабилитации, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов и детей-инвалидов;
обеспечение доступа инвалидов к информации об услугах образовательных организаций;
развитие форм предоставления услуг дополнительного образования детям-инвалидам, создание условий для реализации их способностей через занятия в кружках, секциях.
4.4.4. Тактические задачи в сфере физической культуры и спорта. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
формирование безбарьерной среды для инвалидов в учреждениях физкультуры и спорта;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для инвалидов;
активное привлечение спортивных организаций и учреждений к развитию физкультурного движения среди инвалидов, проведению совместно с образовательными учреждениями спортивных мероприятий;
обеспечение учреждений для инвалидов спортивным инвентарем и оборудованием;
организация работы по подготовке и переподготовке кадров для работы с инвалидами.
4.4.5. Тактические задачи в сфере культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
формирование безбарьерной среды для инвалидов в учреждениях культуры;
развитие учреждений дополнительного образования детей-инвалидов, создание условий для реализации их способностей через занятия художественным творчеством;
создание условий для реализации творческого потенциала инвалидов, содействие участию граждан с ограниченными возможностями здоровья в создании творческих проектов, организации выставок, концертов, фестивалей, способствующих сохранению культуры и традиций родного края;
активизация различных форм семейного досуга, формирование нравственно-эстетических ценностей семьи, культурных традиций, в том числе усиление информационно-просветительской работы по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками;
поддержка молодежных проектов и программ, ориентированных на формирование доброжелательной социальной среды в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.4.6. Тактические задачи в сфере деятельности средств массовой информации. Этапные мероприятия на 2014-2016 годы:
содействие развитию социальной рекламы и освещению в средствах массовой информации вопросов профилактики инвалидизации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество;
подготовка совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами Пермского края и общественными организациями информационных программ, печатной продукции, способствующих формированию доброжелательной социальной среды для инвалидов:
а) в сфере социального обслуживания;
б) в сфере образования;
в) в сфере труда и занятости;
г) по формированию безбарьерной среды;
д) в сфере физической культуры и спорта;
е) в сфере культуры, молодежной политики и средств массовой информации по формированию позитивного отношения и активной жизненной позиции инвалидов.
4.5. Необходимость статистических данных.
Общим для всех направлений Концепции является необходимость наличия точных статистических данных, включая внедрение новых показателей с учетом МКФ. Основными механизмами здесь являются организация системы сбора базовых показателей, по отношению к которым будет проводиться сравнительный анализ развития ситуации, связанной с инвалидностью, а также обеспечение того, чтобы собираемые данные являлись показателями мониторинга, отражающими реальную ситуацию инвалидности в регионе. С целью контроля над реализацией ИПР и мониторинга ее эффективности потребуется разработка данных механизмов оценки. Это потребует организации регистрации получения реабилитационных услуг в режиме "одного окна".
4.6. Необходимость подготовки кадров.
Функционирование системы реабилитации невозможно без квалифицированных специалистов и наличия системы их профессионального развития. Необходимы подготовка, повышение квалификации специалистов учреждений, работающих с инвалидами. Разработка образовательных программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов с введением данных специалистов в штатные расписания и формированием мультидисциплинарных бригад, оказывающих услуги инвалидам всех учреждений, что, несомненно, отразится на качестве оказываемых услуг. Механизмами развития данного направления являются обязательные требования к обучению основных сотрудников социальных служб и служб занятости, учреждений и отделов социального развития, здравоохранения, образования вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

V. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация планируемых в рамках Концепции мероприятий позволит:
увеличить охват санаторно-курортным лечением (45%);
увеличить охват реабилитационной медицинской помощью пациентов (1-10%);
увеличить охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся (50-78%);
улучшить долю доступных для инвалидов объектов социальной инфраструктуры (до 45%);
увеличить удельный вес численности инвалидов с положительными результатами реабилитации от общей численности переосвидетельствованных граждан для установления инвалидности (взрослые, дети) (14,5%);
расширить перечень и повысить качество предоставляемых инвалидам медицинских, социальных, образовательных и иных реабилитационных услуг;
обеспечить инвалидов информационными средствами реабилитации;
увеличить удельный вес инвалидов с частично или полностью восстановленными навыками для профессиональной, а также общественной и бытовой деятельности от общего количества инвалидов с положительными результатами реабилитации в данном году (%);
расширить доступ инвалидов к трудовой деятельности (увеличение доли занятых инвалидов) (%);
увеличить количество инвалидов, получивших услуги по социально-медицинской реабилитации в рамках программы "Сертификаты на реабилитацию", в том числе детей-инвалидов (до 18 лет), инвалидов трудоспособного возраста;
увеличить долю инвалидов, удовлетворенных качеством оказанных реабилитационных услуг, от общего количества опрошенных инвалидов (по данным социологических опросов, проводимых по унифицированной методике на базе учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта).

VI. Механизм реализации Концепции

Мероприятия Концепции реализуются во взаимосвязи с Программой социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК, государственной программой Пермского края "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1319-п, государственной программой Пермского края "Развитие образования и науки", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1318-п, государственной программой "Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1316-п, государственной программой "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п, государственной программой Пермского края "Культура Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1317-п, государственной программой "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1324-п, государственной программой Пермского края "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1315-п, государственной программой Пермского края "Развитие информационного общества", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 25 сентября 2013 г. № 1270-п, государственной программой "Социальная поддержка граждан Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1321-п.
Координирующим органом по реализации мероприятий Концепции и определению стратегических целей является Совет по делам инвалидов при губернаторе Пермского края, образованный в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 20 июля 2009 г. № 29.
Неотъемлемой частью Концепции являются утвержденные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края планы первоочередных мероприятий до 2016 года по реализации положений Концепции.


------------------------------------------------------------------