Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 05.06.2014 N 145/01-2 "О Концепции Избирательной комиссии Пермского края развития правовой и электоральной культуры Пермского края на 2014-2017 годы"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. № 145/01-2
О КОНЦЕПЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ РАЗВИТИЯ
ПРАВОВОЙ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ
НА 2014-2017 ГОДЫ
В целях повышения правовой и электоральной культуры, активности избирателей, повышения эффективности деятельности избирательных комиссий разных уровней, подготовки участников избирательного процесса комиссия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Избирательной комиссии Пермского края развития правовой и электоральной культуры Пермского края на 2014-2017 годы (приложение № 1).
2. Утвердить Порядок реализации основных направлений Концепции Избирательной комиссии Пермского края развития правовой и электоральной культуры Пермского края на 2014-2017 годы (приложение № 2).
3. Направить настоящее Постановление в администрацию губернатора Пермского края, территориальные избирательные комиссии Пермского края.
4. Разместить настоящее Постановление на сайте Избирательной комиссии Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Избирательной комиссии Пермского края с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, Т.В.Любарскую.
Председатель комиссии
И.С.ВАГИН
Секретарь комиссии
А.Н.СМЕРТИН
Приложение 1
к Постановлению
Избирательной комиссии
Пермского края
от 05.06.2014 № 145/01-2
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
НА 2014-2017 ГОДЫ
Основные понятия:
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности. Для самоопределения личности в социальной, политической и правовой сфере большое значение имеет правовая культура как часть политической культуры.
Электоральная культура - это относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения, электоральных отношений и избирательного процесса в целом. Электоральная культура является элементом политической культуры. Определяющими для электоральной культуры являются ответственность (осознание важности и значимости выборов) и компетентность (необходимые знания, умение оценивать ситуацию) избирателей.
Политическая культура - это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане - факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.п.
ЦИК РФ - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК осуществляет руководство деятельностью всех других избирательных комиссий.
ИКПК - Избирательная комиссия Пермского края - является государственным органом Пермского края, обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, является комиссией, организующей выборы в органы государственной власти Пермского края, а также комиссией референдума, организующей референдум Пермского края. Действует на постоянной основе.
ТИК - территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) - является государственным органом Пермского края, осуществляющим свои полномочия в пределах административно-территориальной единицы Пермского края, обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. ТИКи действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
УИК - участковая избирательная комиссия (далее - УИК) - выступает ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней: обеспечивает процесс голосования избирателей и подсчет их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. УИКи формируются сроком на 5 лет.
МИК - молодежная избирательная комиссия - является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при территориальной избирательной комиссии, создаваемым с целью оказания содействия Избирательной комиссии в деятельности, направленной на развитие правовой культуры молодых и будущих избирателей, а также формирования резерва кадров Избирательной комиссии. Молодежная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на общественных началах.
1. Общие положения Концепции
Концепция развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае на 2014-2017 годы (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов и задач, решаемых Избирательной комиссией Пермского края, направленных на координацию усилий Избирательной комиссии Пермского края, территориальных избирательных комиссий Пермского края, научных, образовательных, общественных организаций, политических партий, средств массовой информации для развития правовой и электоральной культуры жителей Пермского края, на совершенствование системы обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса, на формирование позитивного образа избирательной системы.
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Концепция взаимодействия ЦИК России, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года, Концепция обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах (утверждена Постановлением ЦИК России от 23.01.2013 № 157/1181-6), Молодежная электоральная концепция (утверждена Постановлением ЦИК России от 12.03.2014 № 221/1429-6), Указ губернатора Пермского края от 16 ноября 2011 г. № 102 "О финансировании расходов на организацию и проведение мероприятий по развитию политической и правовой культуры населения", государственная программа Пермского края "Обеспечение взаимодействия общества и власти" (утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п).
В 2006 году был принят Закон Пермского края от 23.12.2006 № 43-КЗ "О краевой целевой Программе развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы". Цель Программы - объединение усилий всех звеньев системы власти, общественно-политических организаций для воспитания политической культуры населения Пермского края, среди задач - повышение уровня избирательной активности, повышение профессионального уровня организаторов выборов.
В 2009 году было положено начало разработке концепции по созданию эффективной модели развития правовой культуры в Пермском крае, в основе которой лежал системный подход к организации деятельности на всех уровнях, базирующийся на принципах комплексного подхода к планированию деятельности, оптимизации ресурсов, использовании интерактивных технологий и проектной деятельности, трансляции опыта и направленности на результат.
С целью координации взаимодействия Избирательной комиссии Пермского края с органами государственной власти, общественными организациями, научным сообществом, политическими партиями, средствами массовой информации в 2009 году был создан Координационный Совет при Избирательной комиссии Пермского края по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению молодых избирателей. В Совет вошли члены Избирательной комиссии Пермского края, представители Правительства и администрации губернатора Пермского края, вузов, Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им. А.М.Горького. Создана и работает рабочая группа по взаимодействию Избирательной комиссии Пермского края с региональными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов Пермского края.
На основе опыта реализации мероприятий по развитию правовой культуры избирателей в перечень мероприятий подпрограммы "Развитие политической и правовой культуры населения Пермского края" государственной программы "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п, было внесено направление "Содействие развитию политической и правовой культуры избирателей".
На сегодняшний день можно говорить об институциализации работы Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой культуры. Выстроена систематическая и эффективная деятельность в данной сфере. Избирательная комиссия Пермского края регулярно проводит обучение всех участников избирательного процесса в части формирования устойчивого уважения к закону, развития правовой культуры и доверия к институту выборов. При этом существенное внимание уделяется работе с молодыми избирателями. Сложились устойчивые практики взаимодействия с партнерами, появились системные мероприятия как муниципального, так и краевого уровня, определились основные направления в работе Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса:
1. Организация профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий.
2. Информационно-разъяснительная работа с избирателями, представителями НКО, сотрудниками избирательной системы и прочими.
3. Издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов.
4. Повышение уровня электоральной активности избирателей.
Анализ работы Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса позволяет выявить ряд организационных и содержательных проблем:
- действующая система охватывает ограниченный круг участников;
- не используются в полной мере просветительские и информационные возможности;
- не используются ресурсы общественных организаций, молодежных объединений.
В связи с этим возникла необходимость разработки Концепции развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае, учитывающей наработанный опыт, определяющей новые подходы и способы работы с избирателями.
2. Предмет, цель и задачи Концепции
Непрерывность избирательного процесса предполагает постоянную деятельность избирательных комиссий в сфере повышения гражданской активности избирателей и будущих избирателей.
Основной целевой аудиторией деятельности по развитию правовой и электоральной культуры являются избиратели, будущие избиратели, организаторы выборов <1>.
--------------------------------
<1> Далее в тексте Концепции под "избирателями" следует понимать как жителей Пермского края, обладающих активным избирательным правом, так и потенциальных (будущих) избирателей.
В современном российском обществе наряду с политической культурой гражданского типа существуют политические культуры других типов: патриархальная, подданническая. Однако исключительно политическая культура гражданского типа предполагает активную гражданскую позицию и активное участие граждан в принятии политических решений.
2.1. Предметом Концепции являются правовые и электоральные культуры в рамках политической культуры гражданского типа.
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Пермского края объективно требуют:
- активизации конструктивного гражданского участия, под которым понимается включение граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических и иных программ и проектов;
- усиления влияния граждан на принятие решений органами государственной власти и органами местного самоуправления и контроль за их исполнением.
В формировании и развитии политической культуры гражданского типа необходимо скоординировать усилия всех субъектов процесса: участников избирательного процесса, органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, некоммерческих организаций, научной и экспертной общественности.
2.2. Целью Концепции является развитие правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса в контексте развития политической культуры гражданского типа.
2.3. Основными задачами Концепции являются:
2.3.1. Повышение уровня доверия жителей Пермского края к избирательной системе, институту выборов и референдумов, повышение открытости избирательных процедур.
2.3.2. Обеспечение активного и осознанного участия жителей Пермского края в избирательных кампаниях, референдумах, формирование активной гражданской позиции, повышение электоральной активности.
2.3.3. Расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора.
2.3.4. Снижение уровня ситуационного абсентеизма, вызванного отсутствием знаний либо наличием искаженных представлений о роли выборов и механизмах их проведения.
2.3.5. Формирование положительного имиджа системы избирательных комиссий и избирательного процесса среди избирателей.
2.3.6. Правовое просвещение избирателей в Пермском крае, включая формирование навыков ответственного и конструктивного участия в избирательном процессе (с сегментацией на целевые аудитории: молодежь, студенты, школьники, взрослое население).
2.3.7. Оперативное информирование избирателей об актуальных изменениях избирательного законодательства.
2.3.8. Обеспечение конструктивного взаимодействия избирательной системы с органами власти, общественными объединениями, политическими партиями, научным сообществом и средствами массовой информации.
2.3.9. Организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди жителей Пермского края по оперативному, полному и достоверному освещению актуальных вопросов избирательного законодательства и основ деятельности избирательных комиссий.
2.3.10. Повышение качества освещения выборов в СМИ.
2.3.11. Обеспечение корректной и эффективной организации и проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления.
2.3.12. Создание в регионе профессиональной среды квалифицированных специалистов в области избирательного права и избирательного процесса.
2.3.13. Расширение возрастных границ участников мероприятий Избирательной комиссии Пермского края.
3. Организационно-методическое обеспечение реализации
Концепции
Организационно-методическое обеспечение Концепции осуществляется Избирательной комиссией Пермского края.
Реализация Концепции предусматривает разработку и принятие Комплексного плана Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры в Пермском крае, ежегодных планов реализации мероприятий Избирательной комиссии Пермского, планов работы территориальных избирательных комиссий по развитию правовой и электоральной культуры, Программы и плана обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса.
3.1. Формы и методы:
3.1.1. Разработка ежегодных планов работы Избирательной комиссии Пермского края:
- по развитию правовой культуры граждан,
- по обучению организаторов выборов,
- рабочей группы по взаимодействию с политическими партиями,
- Координационного Совета.
3.1.2. Изучение и обобщение опыта работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, базовых и территориальных избирательных комиссий, администрации губернатора Пермского края, выявление наиболее эффективных форм работы по указанным направлениям.
3.1.3. Разработка и издание методических, аналитических материалов, рекомендаций по отдельным направлениям реализации Концепции.
Избирательная комиссия Пермского края, планируя работу по правовому просвещению избирателей, обучению организаторов выборов, определяет основные направления этой работы на год для системы избирательных комиссий Пермского края.
3.2. Этапы формирования Комплексного плана по развитию правовой и электоральной культуры Избирательной комиссии Пермского края, контроль и ответственность за его исполнение определяются Порядком реализации основных направлений Концепции (приложение к Концепции).
4. Основные направления реализации Концепции
4.1. Развитие правовой культуры и электоральной активности избирателей
Основными направлениями в работе по повышению электоральной активности являются:
4.1.1. Работа по организации и проведению краевых конкурсов, ставших традиционными и рассчитанных на различные категории избирателей (перечень проводимых конкурсов определяется ежегодно решением Избирательной комиссии Пермского края, финансирование производится из федерального и регионального бюджета):
4.1.1.1. конкурс агитбригад,
4.1.1.2. конкурс среди молодежных избирательных комиссий,
4.1.1.3. конкурс среди библиотек Пермского края на избирательную тематику,
4.1.1.4. конкурс среди СМИ Пермского края,
4.1.1.5. творческий конкурс для лиц с ограниченными физическими возможностями,
4.1.1.6. фотоконкурс на избирательную тематику,
4.1.1.7. конкурс рисунков на избирательную тематику,
4.1.1.8. конкурс научно-исследовательских работ по вопросам избирательного права и избирательного процесса,
4.1.1.9. конкурс по созданию информационно-методических, графических материалов по избирательной тематике.
Задачи конкурсов:
- развитие у избирателей интереса и творческого отношения к избирательному процессу;
- поиск оригинальных форм и методов эффективного воздействия на активность избирателей;
- повышение электоральной активности;
- формирование активной гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и реализации конституционных прав;
- расширение возрастных границ участников конкурсов, привлечение к участию в конкурсах семей, трудовых коллективов, учебных групп и классов.
Для реализации задач конкурсов необходимо усилить взаимодействие с некоммерческими организациями, вузами, научным сообществом, школами и учреждениями дополнительного образования, средними и высшими учебными заведениями Пермского края.
4.1.2. Проведение межмуниципальных мероприятий по правовой и электоральной культуре базовыми территориальными избирательными комиссиями (за счет средств регионального бюджета, выделенных Избирательной комиссии Пермского края на организацию и проведение мероприятий по развитию правовой и электоральной культуры населения).
4.1.3. Проведение мероприятий в муниципальных образованиях силами территориальных избирательных комиссий Пермского края, направленных на вовлечение жителей в избирательный процесс (за счет средств муниципального бюджета):
4.1.3.1. организация и проведение Дня молодого избирателя,
4.1.3.2. организация и проведение конкурсов и викторин,
4.1.3.3. организация и проведение фестивалей, слетов, конференций.
4.1.4. Организация работы с молодежными избирательными комиссиями.
Основным направлением деятельности молодежных избирательных комиссий является организация и проведение выборов молодежных парламентов и органов школьного самоуправления.
Пройдя через систему молодежных комиссий, иные сферы избирательного процесса, молодые люди приобретают не только опыт политического участия и практические навыки, но и мировоззренческие установки. В связи с этим территориальным избирательным комиссиям рекомендуется активнее привлекать молодежные избирательные комиссии к работе:
- членов МИК школьного возраста (до 18 лет) - к участию в конкурсах, организации мероприятий по правовой и электоральной культуре;
- членов МИК от 18 до 35 лет - включать в резерв составов УИК, наиболее зарекомендовавших себя - в составы ТИК, УИК.
В целях систематизации работы с молодежными избирательными комиссиями и организации обучения членов МИК Избирательная комиссия Пермского края:
4.1.4.1. продолжает работу по организации и проведению краевых форумов МИК,
4.1.4.2. продолжает работу по организации и проведению краевых конкурсов среди МИК,
4.1.4.3. организует обучение членов МИК:
А) разрабатывает учебно-методический комплекс для обучения членов молодежных избирательных комиссий (программу обучения членов МИК, учебно-методические пособия, итоговые тестовые задания, форму сертификата о прохождении обучения);
Б) организовывает обучающие семинары, рабочие встречи для членов молодежных избирательных комиссий;
В) оказывает содействие молодежным избирательным комиссиям в организации Ассоциации МИК Пермского края.
4.1.5. Взаимодействие с общественными организациями.
Для вовлечения в различные сферы избирательного процесса молодых, подготовленных, образованных кадров, для координации усилий по проведению в Пермском крае мероприятий по обеспечению реализации гражданами Российской Федерации установленного конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Пермского края, а также соблюдения законности при их проведении, осуществления развития правовой и электоральной культуры жителей Пермского края необходимо установить устойчивые связи Избирательной комиссии Пермского края и общественных организаций (региональные отделения общероссийских общественных организаций, объединения ветеранов и инвалидов, профсоюзные организации, правозащитные организации и др.), достичь договоренностей, наладить сотрудничество по следующим направлениям:
4.1.5.1. взаимодействие между некоммерческими организациями и избирательными комиссиями при формировании кадрового резерва территориальных и участковых избирательных комиссий путем предложения и включения соответствующих кандидатур в состав кадрового резерва;
4.1.5.2. взаимодействие между некоммерческими организациями и избирательными комиссиями при формировании молодежных избирательных комиссий;
4.1.5.3. развитие правовой и электоральной культуры членов общественных организаций, разъяснение им избирательного законодательства председателями ТИК и членами Избирательной комиссии Пермского края;
4.1.5.4. совместная разработка и издание справочной, информационной и просветительской литературы (в том числе и для лиц с ограниченными физическими возможностями);
4.1.5.5. совместная реализация мероприятий по развитию правовой и электоральной культуры жителей Пермского края в сфере избирательного права;
4.1.5.6. совместная организация и проведение конкурсов, семинаров, круглых столов, конференций, посвященных вопросам избирательного права;
4.1.5.7. освещение совместной деятельности некоммерческих организаций и Избирательной комиссии Пермского края (в том числе посредством собственных и привлеченных СМИ, Интернет-ресурсов, портала избирательных комиссий Пермского края);
4.1.5.8. обучение общественных наблюдателей.
Помимо перечисленных форматов работы возможны иные формы, не противоречащие действующему законодательству. В том числе закрепленные соглашениями между Избирательной комиссией Пермского края и общественными организациями. Данные соглашения являются обязательными для исполнения всеми структурными элементами системы избирательных комиссий Пермского края.
С целью создания необходимых и комфортных условий реализации прав избирателей с ограниченными физическими возможностями здоровья и повышения их электоральной активности необходимо:
А) организовать совместную работу Избирательной комиссии Пермского края, территориальных избирательных комиссий с органами государственной власти, органами местного самоуправления, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации - государственным учреждением по Пермскому краю, общественными организациями по получению и уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами;
Б) при осуществлении информационно-разъяснительной деятельности (в том числе по изданию методических материалов) учитывать потребности лиц с ограниченными возможностями, в том числе в материалах, изданных укрупненным шрифтом, а также выполненных шрифтом Брайля.
4.2. Организация взаимодействия с политическими партиями
Основными целями такого взаимодействия являются:
- повышение доверия граждан к институту выборов;
- повышение политической активности политических партий (особенно недавно созданных) и их участия в избирательном процессе;
- повышение активности и ответственности политических партий в процессе формирования участковых избирательных комиссий, резерва составов УИК;
- повышение ответственности политических партий в сдаче ежеквартальной отчетности о поступлении и расходовании денежных средств;
- привлечение политических партий к реализации мероприятий по работе с молодежью.
Взаимодействие с политическими партиями осуществляется по нескольким направлениям:
4.2.1. Контроль и методологическая помощь по сдаче ежеквартальной отчетности о поступлении и расходовании денежных средств.
4.2.2. Содействие в обеспечении равенства политических партий в публикации информации СМИ Пермского края.
4.2.3. Обеспечение равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Пермского края и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в представительстве в Избирательной комиссии Пермского края, территориальных и участковых избирательных комиссиях.
4.2.4. Повышение активности недавно образованных политических партий в избирательных кампаниях в Пермском крае.
4.2.5. Обеспечение участия политических партий (в том числе недавно образованных) в формировании кадрового резерва территориальных и участковых избирательных комиссий.
4.2.6. Обеспечение участия политических партий в обсуждении концептуальных подходов в деятельности системы избирательных комиссий.
4.2.7. Совместная разработка справочной, информационной и просветительской литературы по рассматриваемым вопросам.
4.2.8. Освещение совместной деятельности (в том числе посредством собственных и привлеченных СМИ, Интернет-ресурсов, портала избирательных комиссий Пермского края).
4.2.9. Приглашение представителей политических партий на крупнейшие мероприятия по правовой культуре, проводимые избирательными комиссиями.
4.2.10. Обучение основам избирательного права кандидатов, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса и т.д.
Таким образом, из представленных направлений работы одной из основных задач, связанных с формированием политической культуры, цикла 2014-2017 годов станет повышение степени ответственного участия в избирательных кампаниях представителей политических партий, указанных в п. 4.2.10. Для этого необходимо организовать систему их подготовки путем использования современных учебно-информационных технологий овладения знаниями законодательства в области избирательного права и избирательного процесса. Избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии продолжат оказание правового и информационно-методического содействия всем политическим партиям на равных условиях в подготовке указанных категорий граждан.
Одно из направлений подготовки участников избирательного процесса - организационно-методическая и информационно-разъяснительная работа с представителями политических партий и общественных организаций, принимающих участие в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов. Наблюдение за выборами имеет большое значение для повышения доверия граждан к вопросам формирования структур государственной власти, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости избирательного процесса.
4.3. Организация взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления
Органы государственной власти Пермского края с начала 2000-х годов ведут системную работу по развитию политической культуры и стимулированию гражданских инициатив в политической сфере. С 2001 года реализованы две программы, связанные с развитием политической культуры населения Пермского края:
1) "Областная целевая Программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы" (далее - Программа на 2002-2006 годы). В результате выполнения Программы на 2002-2006 годы выстроена институциональная система взаимодействия органов власти и общества с целью повышения доверия населения к органам власти в регионе и эффективного политического развития.
2) "Краевая целевая Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы" (далее - Программа на 2007-2011 годы). За период реализации Программы на 2007-2011 годы методами широкого политического просвещения удалось не допустить увеличения проявлений экстремистских тенденций в политическом процессе и в существенной степени привлечь внимание к региональным и местным выборам. В целом реализация Программы на 2007-2011 годы в значительной степени повлияла на сохранение политической стабильности в регионе.
С 2012 года администрация губернатора Пермского края и Избирательная комиссия Пермского края осуществляют совместное проведение мероприятий по развитию правовой культуры населения Пермского края в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 16 ноября 2011 г. № 102 "О финансировании расходов на организацию и проведение мероприятий по развитию политической и правовой культуры населения".
Для реализации полномочий избирательных комиссий Пермского края при организации и проведении избирательных кампаний, повышения авторитета избирательной системы необходима координация взаимодействия по следующим направлениям:
4.3.1. Организация обучения лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, ответственных за оказание содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий по организации выборов.
- Избирательной комиссии Пермского края и ТИК Пермского края необходимо регулярно проводить обучающие мероприятия (семинары на базе ИКПК, выездные семинары) со всеми участниками избирательного процесса в части формирования устойчивого уважения к закону, развития правовой и электоральной культуры и доверия к институту выборов. На уровне муниципальных образований обучение лиц, ответственных за оказание содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий по организации выборов, должно осуществляться силами территориальных избирательных комиссий.
4.3.1. Взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу уточнения и обновления данных об избирателях (отсутствие в списках избирателей умерших, переехавших).
4.3.2. Осуществление совместных мероприятий с депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
4.3.3. Осуществление совместных мероприятий с органами государственной власти и местного самоуправления.
4.3.4. Взаимодействие с органами местного самоуправления и иными собственниками помещений, в которых располагаются избирательные участки, по вопросу внешнего и внутреннего благоустройства мест размещения участковых избирательных комиссий с целью создания комфортных условий для избирателей.
4.3.5. Разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по созданию доступной среды на избирательных участках для лиц с ограниченными физическими возможностями.
4.3.6. Информирование органов местного самоуправления о Методических рекомендациях "Стандарт определения потребности в расходах на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления (местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования) Пермского края".
4.3.7. Оказание содействия органами местного самоуправления в пределах компетенции территориальным избирательным комиссиям.
4.3.8. Организация взаимодействия Избирательной комиссии Пермского края и администрации губернатора Пермского края по использованию результатов социологических исследований, проводимых администрацией губернатора Пермского края, по оценке политической ситуации в крае, а также включение в обозначенные социологические исследования вопросов, связанных с деятельностью избирательных комиссий и электоральной активностью различных групп избирателей, выявлением отношения населения Пермского края к избирательной системе.
4.4. Организация профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий
В связи с формированием участковых избирательных комиссий сроком на 5 лет обучение и повышение профессионализма организаторов выборов остается одним из приоритетных направлений деятельности Избирательной комиссии Пермского края. Системность развития правовой культуры организаторов выборов предусматривает разработку образовательных программ и учебных планов для различных категорий участников избирательного процесса.
Система подготовки кадров в настоящее время включает в себя:
4.4.1. Утвержденный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации "Единый комплекс мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации на 2014 год" (Постановление ЦИК РФ № 218/1419-6 от 19.02.2014).
4.4.2. Разработанное и апробированное содержание курса обучения, обновляющееся в соответствии с новациями избирательного законодательства. В частности, утверждена Программа обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса на 2014 год (Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 31.01.2014 № 134/07-2), которая включает в себя курс для обучения членов территориальных избирательных комиссий (22 часа) и учебный курс для членов УИК, резерва составов УИК (16 часов).
4.4.3. Четко отработанную структуру организации обучения, а также распределение ответственности и полномочий между всеми участниками образовательного процесса.
4.4.4. Методическое обеспечение реализации учебных программ, формы, методы и средства обучения.
Основная деятельность по подготовке и обучению членов УИК, резерва составов УИК осуществляется территориальными избирательными комиссиями. Председатели территориальных избирательных комиссий ежегодно формируют график обучения членов УИК, резерва, руководствуясь требованиями, установленными Порядком реализации основных направлений Концепции.
Кроме того, согласно п.п. 24 п. 2.2 Постановления ЦИК России от 05.12.2012 № 152/1137-6 "О порядке формирования резерва составов участковых избирательных комиссий и назначения нового члена участковой избирательной комиссии из резерва составов участковых комиссий" территориальные избирательные комиссии осуществляют обучение резерва составов УИК.
В целях обеспечения контроля за качеством обучения и расширения методик оценки уровня подготовки членов ТИК и УИК Избирательной комиссии Пермского края необходимо разработать тесты и контрольные задания на знание избирательного законодательства для различных категорий организаторов выборов:
- для председателей ТИК, председателей УИК;
- для секретарей ТИК, секретарей УИК;
- для членов ТИК, членов УИК;
- для членов МИК.
4.5. Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий
Основная цель информационной политики Избирательной комиссии Пермского края - повышение доверия к системе избирательных комиссий, предоставление избирателям достоверной, объективной и своевременной информации об избирательных кампаниях, избирательном законодательстве.
Для обеспечения ее эффективности необходимо выстроить систему, позволяющую донести информацию до каждого избирателя, используя все возможные средства коммуникации, и в первую очередь СМИ и Интернет.
Учитывая, что каждое СМИ имеет свою аудиторию, необходимо достигнуть договоренности с радио- и телеканалами, а также печатными изданиями по организации выступлений членов Избирательной комиссии Пермского края, размещению информационных, аналитических материалов.
4.5.1. Задачи информационно-разъяснительной деятельности:
4.5.1.1. Привлечение для голосования на избирательных участках активной части жителей Пермского края.
4.5.1.2. Укрепление в информационной среде тезиса открытости избирательных комиссий (ИКПК, ТИК, УИК). Активизация информирования населения о деятельности ИКПК, ТИК.
4.5.1.3. Укрепление в информационной среде тезиса честности выборов.
4.5.2. Для реализации поставленных задач необходимо:
4.5.2.1. Широкая информационная деятельность:
4.5.2.1.1. Еженедельное появление объективной информации о деятельности избирательных комиссий в региональных СМИ.
4.5.2.1.2. Регулярное оперативное направление и публикация пресс-релизов, информации о результатах выборов и референдумов, конкурсах, проводимых комиссиями, статистических данных в СМИ Пермского края.
4.5.2.1.3. Работа сайта Избирательной комиссии Пермского края, создание портала территориальных избирательных комиссий, регулярное обновление информации на ресурсах.
4.5.2.1.4. Оперативное размещение на сайте соответствующей территориальной избирательной комиссии актуальной информации о ее деятельности в рамках мероприятий по развитию правовой и электоральной культуры избирателей, а также обучению организаторов выборов и референдумов.
4.5.2.1.5. Систематическая работа со СМИ: взаимодействие членов избирательных комиссий с представителями СМИ, предоставление комментариев, организация и проведение пресс-конференций, Интернет-конференций, прямых эфиров, брифингов, интервью, презентаций, создание информационных поводов для публикаций в печатных периодических изданиях, подготовки новостных сюжетов в телепрограммах и радиопрограммах по вопросам подготовки и проведения выборов.
4.5.2.1.6. Использование современных методов информирования избирателей.
4.5.2.1.7. Использование наружных средств информирования (плакаты, баннеры, календари, в т.ч. разработанные в рамках конкурсов, проводимых избирательными комиссиями).
4.5.2.1.8. Использование технологии выставочной деятельности (информационные и методические уголки, работа выставок по истории выборов и т.д.).
4.5.2.1.9. Регулярное проведение совещаний и семинаров с политическими партиями, общественными организациями и т.д.
4.5.2.2. Организация и информационное продвижение общественных обсуждений некоторых публичных вопросов.
4.5.3. Систематическая работа по развитию правовой культуры жителей Пермского края, в том числе молодежи, инвалидов, участников избирательного процесса (проведение на краевом радио цикла передач в рамках программ "Ориентир" и "Диалог с молодыми"), взаимодействие со СМИ общественных организаций и политических партий.
4.5.4. Обучение представителей СМИ основам избирательного права и принципам взаимодействия с избирательными комиссиями.
4.5.5. Работа горячих линий телефонной связи с избирателями к единому дню голосования на базе общественных организаций либо общественных приемных.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
5.1. Содействие достижению показателей результативности Программы социально-экономического развития Пермского края:
- увеличение количества форм гражданского участия в принятии общественно значимых решений органами государственной власти.
5.2. Достижение внутренних показателей результативности системы избирательных комиссий:
5.2.1. Качественные:
- повышение доверия избирателей Пермского края к выборам и системе избирательных комиссий;
- расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора;
- снижение уровня ситуационно необоснованного абсентеизма и риска применения манипулятивных избирательных технологий;
- расширение социальных границ участников избирательного процесса;
- формирование корпуса квалифицированных кадров для избирательных комиссий Пермского края;
- привлечение молодежи к работе в избирательных комиссиях (в составах избирательных комиссий, в резерве составов избирательных комиссий).
5.2.2. Количественные:
- повышение к 2016 году на 5% электоральной активности избирателей (в зависимости от уровня выборов по сравнению с результатами явки избирателей на предыдущих аналогичных выборах);
- увеличение к 2016 году на 5% доли молодежи, участвующей в выборах, по сравнению с результатами явки молодежи на предыдущих аналогичных выборах;
- увеличение к 2016 году на 25% количества информации о системе избирательных комиссий и процессе организации выборов;
- увеличение к 2016 году до 100% доли членов участковых избирательных комиссий, на базе которых в соответствующем году проводятся выборы, прошедших обучение основам работы УИК и успешно сдавших итоговое тестирование.
Приложение 2
к Постановлению
Избирательной комиссии
Пермского края
от 05.06.2014 № 145/01-2
ПОРЯДОК
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ
И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2014-2017 ГОДЫ
1. Порядок реализации основных направлений Концепции развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае на 2014-2017 годы определяет этапы, критерии формирования Комплексного плана по развитию правовой и электоральной культуры Избирательной комиссии Пермского края, а также контроль и ответственность за исполнение планов.
2. Этапы формирования Комплексного плана по развитию правовой и электоральной культуры Избирательной комиссии Пермского края:
2.1. Территориальные избирательные комиссии планируют свою работу по развитию правовой и электоральной культуры на очередной период ежемесячно по следующим разделам:
2.1.1. Развитие правовой и электоральной культуры жителей Пермского края с обязательным включением мероприятий ко Дню (неделе) молодого избирателя (рекомендуемый срок проведения - первая неделя сентября), мероприятий к единому дню голосования.
2.1.2. Взаимодействие с общественными организациями (в том числе в рамках подписанных соглашений между Избирательной комиссией Пермского края и НКО), политическими партиями, включая обучение активистов некоммерческих организаций в муниципальных образованиях Пермского края, оказание в рамках закона методологического содействия общественным объединениям и политическим партиям. График встреч с активом и руководством общественных организаций, действующих на территории муниципального образования, включается в план работы по развитию правовой и электоральной культуры ТИК и раз в полугодие направляется для свода, проверки и контроля в базовые ТИК. В дальнейшем график согласовывается Избирательной комиссией Пермского края.
2.1.3. Информационно-разъяснительная деятельность, в том числе организация и проведение уроков, посвященных развитию правовой культуры в области избирательного права, в школах; публикации в муниципальных СМИ; наполнение информацией единого портала избирательных комиссий Пермского края. График организации и проведения уроков (не менее 9 в течение учебного года в разных школах муниципального образования), медиаплан публикаций в муниципальных СМИ включаются в план работы по развитию правовой и электоральной культуры ТИК и раз в полугодие направляется для свода, проверки и контроля в базовые ТИК. В дальнейшем график согласовывается Избирательной комиссией Пермского края.
2.1.4. Обучение организаторов выборов, участников избирательного процесса (в том числе членов УИК и кадрового резерва УИК, наблюдателей). Председатели территориальных избирательных комиссий ежегодно формируют график обучения членов УИК, резерва, руководствуясь следующими требованиями:
I. Члены участковых избирательных комиссий и резерв составов УИК проходят ежегодное однократное обучение по правовым и организационно-техническим вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов. В муниципальных образованиях, где в течение текущего года состоятся избирательные кампании, до дня голосования необходимо обучить 100% членов всех участковых комиссий, задействованных в избирательных кампаниях, и по 3 человека от участковых избирательных комиссий, не задействованных в избирательных кампаниях.
II. В муниципальных образованиях, где не проводится избирательных кампаний в течение текущего года, минимально необходимо обучить по 3 человека (председатель, заместитель председателя и секретарь) от каждой участковой избирательной комиссии.
III. Обучение членов УИК должно проводиться согласно Программе обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Пермского края (учебный курс для обучения членов УИК, резерва составов УИК). При проведении обучения в очной форме особое внимание следует уделять практическим занятиям и формированию навыков работы членов УИК.
IV. График обучения составляется с учетом сроков выборов, проводимых на территории муниципального образования. Формат обучения и место его проведения председатель территориальной избирательной комиссии определяет самостоятельно. Количество слушателей в учебной группе по возможности не должно превышать 21 человека.
V. По окончании обучения слушатели должны пройти электронное итоговое тестирование, предложенное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и РЦОИТ при ЦИК России (не менее 20 вопросов). Минимальный результат при прохождении компьютерного тестирования на знание избирательного законодательства членами участковых избирательных комиссий для успешного прохождения контроля и получения сертификата - 60%.
2.2. Утвержденный ТИК план работы по развитию правовой и электоральной культуры и план-график обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса, в т.ч. с учетом п. 2.1.2, 2.1.3 настоящего Порядка, направляются в базовую территориальную комиссию. Планы представляются строго по прилагаемым формам (приложения № 1, № 2).
2.3. Планы публикуются в соответствующих разделах единого портала избирательных комиссий Пермского края.
2.4. Базовые территориальные комиссии проверяют планы территориальных избирательных комиссий на соответствие установленным критериям, обобщают планы и формируют план работы "ассоциации", определяют перечень межмуниципальных мероприятий по указанным разделам и определяют объемы запрашиваемого финансирования (включая потребности на сувениры, презентационную продукцию на все ТИК "ассоциации"), формируют примерные сметы.
Сводный план "ассоциации" по развитию правовой культуры и электоральной активности избирателей формируется на полугодие.
2.5. Утвержденный базовой территориальной избирательной комиссией сводный план "ассоциации" по развитию правовой культуры и электоральной активности избирателей (приложение № 3) и сводный план-график обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса направляются в Избирательную комиссию Пермского края.
Сводные планы "ассоциации" представляются в ИКПК:
до 10 декабря текущего года - на первое полугодие следующего года (и предварительный план мероприятий с запрашиваемым объемом финансирования на второе полугодие);
до 10 июня текущего года - на второе полугодие текущего года.
2.6. Избирательная комиссия Пермского края своим постановлением формирует и утверждает:
2.6.1. Программу обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса на текущий год.
2.6.2. План мероприятий по обучению организаторов выборов и референдумов.
2.6.3. План Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры жителей Пермского края.
2.6.4. Комплексный план Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры, в который включаются предложения, поступившие от базовых территориальных избирательных комиссий и мероприятия Избирательной комиссии Пермского края по обозначенным направлениям.
2.7. Контроль исполнения планов по развитию правовой и электоральной культуры и планов обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса:
2.7.1. Контроль реализации планов территориальных избирательных комиссий осуществляется базовыми ТИК, аппаратом Избирательной комиссии Пермского края, членами Избирательной комиссии с правом решающего голоса - кураторами ТИК.
2.7.2. Информация о проведении обучения в обязательном порядке направляется в базовую ТИК, Избирательную комиссию Пермского края, размещается в соответствующем разделе ТИК портала избирательных комиссий Пермского края.
2.7.3. Эффективность реализации Концепции территориальными избирательными комиссиями оценивается ежеквартально.
2.8. Критериями оценки эффективности реализации Концепции являются:
2.8.1. Своевременное и полное предоставление планов по обучению членов УИК и резерва УИК.
2.8.1. Исполнение планов по обучению членов УИК и резерва УИК.
2.8.2. Своевременное и полное предоставление планов по повышению правовой и электоральной культуры.
2.8.3. Своевременное предоставление планов текущей работы.
2.8.4. Исполнение планов по повышению правовой и электоральной культуры.
2.8.5. Работа ТИК с НКО, политическими партиями.
2.8.6. Систематическая работа ТИК со СМИ.
2.8.7. Размещение на сайте ТИК новостей и актуальной информации.
2.8.8. Своевременное размещение на сайте Избирательной комиссии Пермского края информации в соответствии с Регламентом информационного наполнения сайта ИКПК в Интернет-портале ГАС "Выборы".
3. Реализация мероприятий в рамках Концепции осуществляется Избирательной комиссией Пермского края, территориальными избирательными комиссиями Пермского края из следующих источников:
3.1. за счет средств федерального бюджета, выделенных Избирательной комиссии Пермского края на реализацию Плана мероприятий Избирательной комиссии Пермского края по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов;
3.2. за счет средств регионального бюджета, выделенных Избирательной комиссии Пермского края в соответствии с законами Пермского края "О бюджете Пермского края на соответствующий год и плановый период", Указом губернатора Пермского края от 16.11.2011 № 102 "О финансировании расходов на организацию и проведение мероприятий по развитию политической и правовой культуры населения" в рамках подпрограммы "Развитие политической и правовой культуры населения Пермского края" государственной программы "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п.
Приложение № 1
к Порядку
реализации основных направлений
Концепции развития правовой
и электоральной культуры
в Пермском крае на 2014-2017 гг.
(форма плана ТИК по развитию
правовой и электоральной культуры)
План
работы по развитию правовой и электоральной культуры
на _____________ полугодие 201__ года
____________________________________________________________
(наименование ТИК)
N
Мероприятие
Сроки проведения (квартал, месяц)
Ответственный за проведение
Состав участников (целевая группа, примерное кол-во участников)
Примечание
Раздел 1. Организация проведения информационных акций и других мероприятий, направленных на повышение активности избирателей (в т.ч. мероприятия ко Дню молодого избирателя, мероприятия молодежной избирательной комиссии)
Раздел 2. Мероприятия по взаимодействию с общественными организациями, политическими партиями
Раздел 3. Информационно-разъяснительная деятельность (в том числе проведение уроков, посвященных повышению правовой грамотности в области избирательного права, в школах; публикации в муниципальных СМИ; наполнение информацией единого портала избирательных комиссий Пермского края)
Председатель ТИК: _____________________
Приложение № 2
к Порядку
реализации основных направлений
Концепции развития правовой
и электоральной культуры
в Пермском крае на 2014-2017 гг.
План-график обучения
_________________________________________ в 20___ г.
(наименование ТИК)
План-график обучения членов УИК
№ п/п
Избирательные кампании
Кол-во УИК
Всего членов УИК
Кол-во кандидатур в резерве
Кол-во УИК, задействованных в избирательных кампаниях
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ВСЕГО
Обучение участников избирательного процесса
№ п/п
Категория обучаемых
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ВСЕГО
Наблюдатели
Представители СМИ
Приложение № 3
к Порядку
реализации основных направлений
Концепции развития правовой
и электоральной культуры
в Пермском крае на 2014-2017 гг.
(форма сводного плана "ассоциации"
ТИК по развитию правовой
и электоральной культуры)
План
работы по развитию правовой и электоральной культуры
на ___________ полугодие 201__ года
___________________________________________________________
(наименование "ассоциации")
N
Мероприятие
Сроки проведения (квартал, месяц)
Ответственный за проведение (председатель ТИК)
Состав участников (целевая группа, примерное кол-во участников)
Примечание (запрашиваемое финансирование)
Раздел 1. Организация проведения информационных акций и других мероприятий, направленных на повышение активности избирателей (в т.ч. мероприятия ко Дню молодого избирателя, мероприятия молодежной избирательной комиссии)
Раздел 1.1. Межмуниципальные мероприятия по развитию правовой культуры и электоральной активности избирателей
Раздел 2. Мероприятия по взаимодействию с общественными организациями, политическими партиями
Раздел 3. Информационно-разъяснительная деятельность (в том числе проведение уроков, посвященных повышению правовой грамотности в области избирательного права, в школах; публикации в муниципальных СМИ; наполнение информацией единого портала избирательных комиссий Пермского края)
Председатель базовой ТИК: _____________________
------------------------------------------------------------------