По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 24.06.2014 по делу N 3-67/2014 <О признании недействующими отдельных положений Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 30.12.2008 N 80 >



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу № 3-67/2014

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Д.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Дарипова Р.А., представителя губернатора Пермского края Я., представителя Правительства Пермского края и Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Ч., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 30.12.2008 № 80 (в редакции Указа губернатора Пермского края от 19.12.2011 № 116) в части,

установил:

Указом губернатора Пермского края от 30.12.2008 № 80 утвержден Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы. Указом губернатора Пермского края от 19 декабря 2011 года № 116 в Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы внесены изменения. В новой редакции (с изменениями) Лесной план опубликован в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 51, часть 1, 26.12.2011 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в краевой суд с заявлением об оспаривании указанного постановления в части. С учетом уточнения требований просил признать недействующим Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденный Указом губернатора Пермского края от 30.12.2008 № 80 (в редакции Указа губернатора Пермского края от 19.12.2011 № 116) в части: абзаца 3 пункта 1.4.1.4 в части указания слова "граждане", не включения в абзац слов "индивидуальные предприниматели" и не включения после слов "на основании" слов "охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и", абзаца 2 подпункта "Государственный лесной контроль" пункта 2.4.3.2 в части слов "Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору", абзаца 10 пункта 2.5.1 в части слов "Организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах осуществляется Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю",
В обоснование требований указал на то, что оспариваемый абзац 3 п. 1.4.1.4 Лесного плана противоречит ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку Лесной план предусматривает использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, в том числе, гражданами, и не предусматривает использование лесов для указанной цели индивидуальными предпринимателями, а также при наличии соответствующего охотхозяйственного соглашения. Кроме того, абзац 2 подпункта "Государственный лесной контроль" пункта 2.4.3.2 и абзац 10 пункта 2.5.1 Лесного плана противоречат Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 327, которым вопросы контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах не отнесены к функциям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Дарипов Р.А. заявленные с учетом уточнения требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица - губернатора Пермского края Я. против удовлетворения требований прокурора не возражал, указав, что на момент обращения прокурора в суд и рассмотрения дела судом Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы в оспариваемой прокурором части противоречит действующему федеральному законодательству. Просит учесть, что процедура принятия нормативного акта длительная, в связи с чем и с учетом ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определить дату, с которой оспариваемые нормы будут признаны недействующими, более позднюю, чем дата вступления решения в законную силу.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Ч. пояснила, что в настоящее время разработан проект новой редакции Лесного плана, 30.05.2014 он размещен на сайте для ознакомления и принесения предложений, 01.07.2014 будет направлен на согласование в установленном законом порядке. Полагает, что на Лесной план, исходя из преамбулы, не распространяются нормативные правовые акты, которые начали свое действие (либо изменения в них) после его принятия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные возражения на заявление, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. "а"); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"); к) лесное законодательство (п. "к").
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ).
В соответствии с п.п. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В силу п. 3.1 ст. 26.3 названного Закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 86 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы утвержден губернатором Пермского края от 30 декабря 2008 года № 80 в пределах его компетенции.
Нормативные правовые акты по осуществлению регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений не могут противоречить федеральному законодательству, которое регулирует правоотношения в данной области.
В данном случае оспариваемые положения Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы такие противоречия содержат. В силу ч. 1 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ) установлено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Согласно абз. 3 п. 1.4.1.4 Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Проверив указанное положение нормативного правового акта Пермского края на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что абз. 3 п. 1.4.1.4 Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку относит к субъектам, которые осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков, граждан, тогда как Лесной кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) к таким субъектам граждан не относит.

Кроме того, частью 4 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей настоящего Кодекса.
Вместе с тем, абз. 3 п. 1.4.1.4 Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы не содержит указания на такое основание для предоставления лесных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства как охотхозяйственное соглашение, заключенное в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и не содержит указания на индивидуальных предпринимателей как на субъектов, для которых основаниями для предоставления лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства являются охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоры аренды лесных участков, в связи с чем имеется противоречие указанных положений Лесному кодексу Российской Федерации, а именно ч. 2 ст. 36 указанного Кодекса.
В соответствии с Лесным планом Пермского края на 2008-017 годы методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (абзац 2 подпункта "Государственный лесной контроль" пункта 2.4.3.2), а организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах осуществляется Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (абзац 10 пункта 2.5.1 Лесного плана). Возложение оспариваемыми положениями нормативного правового акта методического руководства по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и возложение обязанности по организации государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах на Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю противоречит п. 5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 327.
Указанным Положением методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора вопросы контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах не отнесены к функциям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов.
Доводы представителя Ч. о том, что согласно преамбуле на Лесной план не распространяются нормативные правовые акты, которые начали свое действие (либо изменения в них) после его принятия, не могут быть приняты во внимание. Согласно преамбуле Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы составлен на основании техзадания и содержит аналитическую и прогнозную информацию, статистические данные по состоянию на 01.01.2010. Документы и статистические данные, ставшие доступными после 01.01.2010, в данном документе не рассматриваются. Приведенное положение не дает оснований полагать, что под документами понимаются также нормативные правовые акты, в том числе, имеющие большую юридическую силу. Кроме того, доводы приведены без учета того, что Лесной план в настоящее время является действующим, а также положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
То обстоятельство, что в настоящее подготовлен проект новой редакции Лесного плана, не является основанием, препятствующим для признания оспариваемых в настоящее время положений действующего Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы несоответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме. Правовые основания для признания оспариваемых положений недействующими с даты, более поздней, чем дата вступления настоящего решения в законную силу, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденный Указом губернатора Пермского края от 30.12.2008 № 80 (в редакции Указа губернатора Пермского края от 19.12.2011 № 116) в части: абзаца 3 пункта 1.4.1.4 в части указания слова "граждане", не включения в абзац слов "индивидуальные предприниматели" и не включения после слов "на основании" слов "охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов,", абзаца 2 подпункта "Государственный лесной контроль" пункта 2.4.3.2 в части слов "Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору", абзаца 10 пункта 2.5.1 в части слов "Организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах осуществляется Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета" и (или) в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 30 июня 2014 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------