По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 08.07.2014 по делу N 3-80-2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, в части слов о том, что Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", оно же - Учреждение принимает решение о предоставлении гражданам жилых помещений>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. по делу № 3-80-2014

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Т.
с участием представителя прокуратуры Пермского края К., представителя Правительства Пермского края Ш., рассмотрев 8 июля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 2.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, в части слов о том, что Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", оно же - Учреждение (далее - Наймодатель) принимает решение о предоставлении гражданам жилых помещений,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013 года № 1194-п был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно п. 2.4 раздела 2 Порядка, Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" (Учреждение) на основании Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в список, жилых помещений.
Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 3 6 (267) от 16 сентября 2013 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.4 Порядка, в части слов о том, что Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", оно же Учреждение (далее - Наймодатель) принимает решение о предоставлении гражданам жилых помещений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемые положения не соответствуют Федеральному закону от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку в соответствии со статьей 1 названного Закона, предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к числу которых Учреждение не относится.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные К. требования поддержала. Представитель Правительства Пермского края Ш., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Правительства Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по организации обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ по данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают правом на принятие законов и иных нормативных правовых актов. Частью 5 статьи 15, частью 1 статьи 23 Устава Пермского края, статьей 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" установлен высший исполнительный орган государственной власти Пермского края, которым является Правительство Пермского края. На основании частей 1, 2 статьи 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" акты Правительства Пермского края, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Таким образом, постановление издано управомоченным органом государственной власти Пермского края в установленном порядке и в установленной форме с соблюдением правил введения его в действие, в том числе порядка опубликования.
Сопоставление оспариваемой нормы права и положений ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что оспариваемая прокурором норма права указанным положениям не противоречит.
В ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ идет речь о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в определенных законом случаях, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Пермском крае соответствующий порядок разработан и введен в действие путем утверждения указанного выше Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Оспариваемое положение следует анализировать и сопоставлять с положением федерального закона в совокупности с положениями п. 2.3 Порядка. Соответствующий анализ свидетельствует о том, что согласно положениям п. п. 2.3 и 2.4 Порядка жилые помещения указанной категории граждан предоставляются органом исполнительной власти Пермского края, как это и предусмотрено ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ. В данном случае процесс предоставления жилого помещения не следует отождествлять с принятием решения о предоставлении такого помещения, поскольку понятие "предоставление жилого помещения" является более широким, оно не ограничивается принятием решения о предоставлении, которое является лишь одним из этапов процесса предоставления жилого помещения. Предоставление жилого помещения, в данном случае, начинается с проверки оснований для получения гражданином жилого помещения и заканчивается заключением договора найма соответствующего помещения.
Из п. 2.3 Порядка явствует, что вопрос о предоставлении конкретному гражданину определенного жилого помещения, с указанием его адреса и характеристик, решается Министерством социального развития Пермского края, который является органом исполнительной власти Пермского края. Этот вопрос решается путем проверки оснований для предоставления жилого помещения и включения гражданина в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края помещения, по форме согласно приложению 2 к Порядку. Указанный список утверждается министром социального развития Пермского края. Список содержит данные о конкретном гражданине и количестве членов его семьи с указанием адреса предоставляемого жилого помещения, на которое получено согласие гражданина. Конкретный гражданин выражает свое согласие с предоставлением ему соответствующего помещения путем заполнения текста согласия на предоставление жилого помещения и передачи его в подразделение Министерства социального развития Пермского края. Решение о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, принимается Бюджетным учреждением на основании указанного списка. Решение оформляется приказом Учреждения, затем Учреждение заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения на пять лет.
Как раздел 2 Порядка, так и Порядок в целом, не содержат положений о том, что Дирекция вправе принять решение об отказе в предоставлении жилого помещения или иным образом влиять на возникновение или прекращение права гражданина на вселение в жилое помещение, которое уже признано за конкретным лицом в соответствии со Списком, составленным Министерством социального развития Пермского края.
Следовательно, никакого иного варианта действий, помимо принятия решения в форме приказа о предоставлении конкретному гражданину соответствующего жилого помещения, для Бюджетного учреждения не предусмотрено. Фактически решение о возникновении такого права и закреплении жилых помещений за конкретными лицами принимается Министерством социального развития Пермского края на стадии формирования и утверждения Списка, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ. Оснований для отказа в предоставлении жилых помещений на стадии оформления приказа Бюджетного учреждения не предусмотрено.
Таким образом, оформляемое приказом Бюджетного учреждения решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, является не основанием для возникновения права на предоставление жилого помещения по смыслу части 1 Федерального закона от 2 9 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, а формой реализации этого права. Оно может быть отнесено к категории технических действий, совершаемых во исполнение уже принятого Министерством решения о предоставлении гражданину конкретного помещения, которое было оформлено путем утверждения министром соответствующего списка. Следует согласиться с мнением представителя Правительства Пермского края о том, что Бюджетное учреждение лишь реализует принятое исполнительным органом государственной власти Пермского края решение о предоставлении гражданам, указанным в Списках, жилых помещений.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, который определен оспариваемыми прокурором положениями, не противоречит федеральному законодательству.
Следует также отметить, что даже в случае, если бы противоречие оспариваемых положений положениям статьи 1 Федерального закона от 2 9 февраля 2012 г. № 15-ФЗ было установлено в ходе судебного разбирательства, основанием к удовлетворению заявления это обстоятельство не являлось бы. Следовало бы исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Частями 2 и 8 статьи 5 Жилищного кодекса РФ установлена иерархия правовых актов, регулирующих жилищные отношения, в соответствии с установленной иерархией правовых актов, регулирующих жилищные отношения, Жилищный кодекс Российской Федерации имеет приоритет по сравнению с федеральными законами, регулирующими жилищные отношения, к числу которых относится Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ. В случае соответствующей правовой коллизии подлежат применению положения Жилищного кодекса РФ.
Сопоставление положений части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ свидетельствует о наличии такой коллизии, поскольку Федеральный закон ограничивает круг лиц, наделенных правом принимать решения о предоставлении специализированных жилых помещений, исключая из него уполномоченных собственником лиц. С учетом приоритета норм Жилищного кодекса Российской Федерации суду следовало бы исходить из того, что оспариваемые положения соответствуют положениям части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и, по этой причине не могут быть признаны недействующими в связи с несоответствием их положениям статьи 1 Федерального закона от 2 9 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
То обстоятельство, что Учреждение является органом, который прямо уполномочен собственником помещений специализированного жилищного фонда, принадлежащего Пермскому краю, на принятие решений о предоставлении таких помещений гражданам, участниками судебного разбирательства не оспаривается и подтверждается анализом положений части 1 статьи 6 Закона Пермского края от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 2 статьи 2 и части 2 статьи 8 Закона Пермского края от 8 октября 2007 г. № 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", абзаца 1 п. 2.23 Устава Учреждения. В соответствии с указанными правовыми нормами и положениями Устава Учреждения, ему переданы полномочия по принятию решений о предоставлении помещений специализированного жилищного фонда, закрепленных за ними на праве оперативного управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 2.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, в части слов о том, что Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", оно же - Учреждение (далее - Наймодатель) принимает решение о предоставлении гражданам жилых помещений,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 11 июля 2014 года.

Судья
С.С.БУЗМАКОВ


------------------------------------------------------------------