По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 24.07.2014 по делу N 3-79/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.10.2013 N 239-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" " в части установления тарифа для иных потребителей>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу № 3-79/2014

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Т.,
с участием прокурора Масленниковой И.А., представителей заявителя К.М., Б.И., представителей Региональной службы по тарифам Пермского края К.Ю., Е., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" о признании недействующим в части Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.10.2013 № 239-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Октябрьский район)",

установил:

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от № 239-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Октябрьский район)" утверждены производственная программа ООО "Жилсервис" в сфере водоснабжения на 2014 год, установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы на питьевую воду с по 31.12.2014 включительно согласно приложению: с 01.01.2014 по 30.06.2014 для населения - 15,62 рублей/м3, для иных потребителей - 135,16 рублей/м3; с 01.07.2014 по 31.12.2014 для населения - 16,51 рублей/м3, для иных потребителей - 175,60 рублей/м3.
Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 43, 04.11.2013.
ООО "Газпром трансгаз Чайковский" в интересах филиала - Алмазного линейного производственного управления магистральных газопроводов (Алмазное ЛПУМГ) обратилось в краевой суд с заявлением о признании недействующим с даты принятия пункта 2 данного Постановления в части установления тарифа для иных потребителей как несоответствующего действующему законодательству и нарушающего права ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (с учетом уточненного заявления).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" практика установления различных по величине тарифов на перечисленные услуги, в том числе, по водоснабжению, должна быть отменена с 01.01.2014. В период нахождения скважин в собственности ООО Газпром трансгаз Чайковский" и ОАО "Газпром", тарифы на воду устанавливались в одинаковом размере для групп потребителей, практика перекрестного субсидирования (установление различных по величине тарифов в зависимости от группы потребителей) введена Региональной энергетической комиссией Пермского края при утверждении тарифов ООО "Жилсервис". Нарушение прав заявителя произошло в связи с принятием Региональной энергетической комиссией Пермского края Постановления от 28.03.2013 № 33-в, которое в настоящее время утратило силу, но в оспариваемом положении продублированы нормы из данного акта. При принятии Постановления от 30.10.2013 № 239-в нарушены положения п. 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, которым не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов. Заявитель полагает, что тариф для населения установлен в размере ниже экономически обоснованного уровня тарифа, тариф для прочих потребителей установлен значительно выше указанного уровня с целью компенсации ООО "Жилсервис" выпадающих доходов и получения необходимой валовой выручки в регулируемых периодах, в то время как экономически обоснованным тарифом является среднеотпускной тариф. Неясно, каким нормативным документом руководствовался регулирующий орган при расчете необходимой валовой выручки. Кроме того, дифференциация тарифа не соответствует требованиям законодательства, действовавшего на дату принятия тарифов, а также в нарушение п. 16 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при установлении тарифов для иных потребителей превышен установленный предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения.
В судебном заседании представители заявителя К.М., Б.И. на удовлетворении заявлений настаивают.
Представители заинтересованного лица К.Ю., Е. возражают против удовлетворения заявленных требований, представлены письменные возражения.
Привлеченная к участию по делу Федеральная служба по тарифам представителя в судебное заседание не направила.
ООО "Жилсервис" своего представителя в судебное заседание не направило, ранее представитель по доверенности Б.С. в судебных заседаниях участвовал, возражал относительно заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масленниковой И.А., полагающей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения (в том числе холодного водоснабжения) и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 5 которого к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит, в частности: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края согласно п.п. 1.1, 3.3.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п (далее - Положение об РСТ Пермского края), Региональная служба по тарифам Пермского края (далее - Региональная служба) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края. В сфере водоснабжения ФСТ Пермского края осуществляет функции по установлению подлежащих государственному регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", исходя из Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в том числе по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно п. 5.6 Положения об ФСТ Пермского края решения правления Региональной службы оформляются постановлением.
Оспариваемый акт издан в форме постановления уполномоченным органом в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон об основах регулирования тарифов), а также Положением об ФСТ Пермского края. Постановление ФСТ Пермского края от 30.10.2013 № 239-в в установленном законом порядке опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Постановление содержит норму права, устанавливает тарифы на водоснабжение ООО "Жилсервис" в Октябрьском районе Пермского края, его действие распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
С учетом изложенного, Постановление ФСТ Пермского края от 30.10.2013 № 239-в является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и может быть оспорено в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление принято ФСТ Пермского края в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с Указом губернатора Пермского края № 37 от 24.07.2008 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для вывода о несоответствии Постановления РСТ Пермского края от 30.10.2013 № 239-в Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", утвержденным постановлением Правительства РФ Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, иным нормативным правовым актам в сфере водоснабжения, имеющим большую юридическую силу.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Статья 31 данного Федерального закона предусматривает виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию. В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - предельные индексы, Основы ценообразования), а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов установлен разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает обязательное проведение органом регулирования тарифов экспертизы предложений регулируемой об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (требования к содержанию заключения - п. 26 Правил).
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией (в данном случае ООО "Жилсервис") материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
Из материалов дела усматривается, что утверждению оспариваемых тарифов предшествовало представление ООО "Жилсервис", осуществляющего деятельность по водоснабжению на территории Октябрьского района Пермского края заявления от № 25 от 22.04.2013 о согласовании производственной программы оказания услуги холодного водоснабжения и установлении тарифов на холодную воду с приложением подтверждающих и обосновывающих документов для утверждения соответствующих тарифов в размере 17,49 рублей за 1 м3 для населения и 256,43 за 1 м3 для иных потребителей (л.д. 79). Ранее действовало Постановление РЭК Пермского края от 28.03.2013 № 33-в, которым на период с 01.07.2013 были установлены тарифы на водоснабжение для населения 15,62 рубля за 1 м3 и для иных потребителей - 135,16 рублей за 1 м3.
Приказом РЭК Пермского края от 13.05.2013 № 70-од открыто дело об установлении тарифов.
При установлении тарифов применен метод экономически обоснованных расходов, что следует из заключения по результатам рассмотрения предложений ООО "Жилсервис", в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", п. 24 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, п.п. 30, 37 Основ ценообразования.
Установление тарифа на воду для населения не нарушает и не может нарушать права и свободы заявителя, который является юридическим лицом. Действие указанных тарифов на заявителя не распространяется, в связи с чем суждение об экономической обоснованности тарифов, установленных для населения, не дается.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2007 № 38 разъяснил, что при рассмотрении дела суд выясняет порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункты 17 и 24). Суд не подменяет эксперта, или соответствующий орган исполнительной власти.
Суд полагает, что экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду (холодную воду), утвержденных для потребителей ООО "Жилсервис" в Октябрьском районе в части иных потребителей (за исключением населения), подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением предложений об установлении тарифа, составленным сотрудником РСТ (ранее РЭК) Пермского края.
Само по себе существенное увеличение тарифа на воду для иных потребителей по сравнению с тарифом, действовавшим до 10.04.2013 (следует отметить, что величина тарифа для иных потребителей, установленного на период с 01.01.2014 по 30.06.2014, 135,16 рублей равна величие тарифа для иных потребителей, действовавшего до 01.01.2014 и установленного Постановлением РЭК Пермского края от 28.03.2013 № 33-в) не свидетельствует о том, что тарифы для иных потребителей на 2014 год являются экономически необоснованными, установлены в нарушение п. 35 Основ ценообразования с целью обеспечения получения ООО "Жилсервис" очередном периоде регулирования (2014 год) необходимой валовой выручки в связи с установлением для населения тарифа, который, по мнению заявителя, ниже экономически обоснованного уровня тарифов.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают право соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ установить дифференцированные тарифы.
В силу ч. 6 ст. 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпункт "б" п. 10 Основ ценообразования также предусматривает возможность установления тарифов в сфере холодного водоснабжения дифференцированно с учетом ряда параметров, в том числе, в зависимости от объемов потребления воды абонентами.
В данном случае, как следует из экспертного заключения, объяснений представителя РСТ Пермского края Е., являющейся главным специалистом отдела регулирования организаций коммунального комплекса РСТ Пермского края, в том числе, письменных, в данном случае тарифы для населения и иных потребителей дифференцированы по объемам потребления абонентами (население - 77,5% от общего объема оказываемых ООО "Жилсервис" (Октябрьский район) услуг по водоснабжению, иные потребители (бюджетные и коммерческие организации) - 22,5%).
Экспертное заключение соответствует требованиям п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определен состав затрат ООО "Жилсервис" (Октябрьский район), связанных с производством и реализацией товаров и услуг организации коммунального комплекса, проведена оценка их экономической обоснованности. Экспертом также дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования. В экспертном заключении отражены также величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования; объем отпуска воды и принятых встречных сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы, иные необходимые параметры.
Сомневаться в данном заключении оснований не имеется.
Относительно доводов о превышении предельных индексов изменения тарифов, то Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах.
Предельные индексы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно ч. 16 ст. 32 приведенного Федерального закона в случае установления (изменения) предельных индексов органы регулирования устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов. Пункт 13 Основ ценообразования содержит аналогичные требования.
Индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации определяется как отношение средневзвешенного тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на очередной период регулирования, рассчитанного исходя из тарифов и объемов подачи воды (водоотведения) на очередной календарный год для регулируемых организаций на территории субъекта Российской Федерации, к средневзвешенному тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, рассчитанному указанным способом на текущий календарный год (п. 13 Основ ценообразования).
Приказом ФСТ России от 21.10.2013 № 192-э/3 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" в среднем по Пермскому краю на 2014 год утверждены следующие предельные индексы: с 01.01.2014 по 30.06.2014 на уровне 100%, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - на уровне 104,8%.
В материалы дела Региональной службой по тарифам Пермского края представлены сведения о том, что рост тарифов на питьевую воду в Пермском крае в 2014 году, составил 104,78%. Оснований не доверять данным сведениям не имеется.
Действующее законодательство указывает на необходимость соответствия индекса роста тарифов установленному предельному индексу в целом по субъекту Российской Федерации, исходя из чего величина роста тарифов для отдельных организаций (для отдельных групп потребителей) может составить величину, отличную от утвержденных ФСТ России на соответствующий период показателей. Само по себе превышение роста тарифов на водоснабжение на оказываемые ООО "Жилсервис" (Октябрьский район) услуг по водоотведению для иных потребителей установленных по Пермскому краю предельных индексов не свидетельствует о несоответствии Постановления от 30.10.2013 № 239-в в указанной части действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Постановление от 30.10.2013 № 239-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Октябрьский район)" принято Региональной службой по тарифам Пермского края в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры, в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО "Газпром трансгаз Чайковский" в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.10.2013 № 239-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (Октябрьский район)" в части установления тарифа для иных потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 29 июля 2014 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------