Приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 12.12.2014 N СЭД-20-01-06-141 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства информационного развития и связи Пермского края"
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 12 декабря 2014 г. № СЭД-20-01-06-141
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Министерства информационного развития
и связи Пермского края от 10.02.2015 № СЭД-20-01-06-9,
от 27.03.2015 № СЭД-20-01-06-16,
от 02.06.2015 № СЭД-20-01-06-27)
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Указа губернатора Пермского края от 4 июня 2010 г. № 37 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства информационного развития и связи Пермского края;
1.2. Порядок проведения правового мониторинга в Министерстве информационного развития Пермского края.
(п. 1 в ред. Приказа Министерства информационного развития и связи Пермского края от 10.02.2015 № СЭД-20-01-06-9)
1
1 . Установить, что:
1
1 .1. подготовка проектов нормативных правовых актов Министерства
информационного развития и связи Пермского края осуществляется в
соответствии с распоряжением губернатора Пермского края от 16 марта 2009 г.
№ 19-р "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в администрации
губернатора Пермского края, аппарате Правительства Пермского края,
исполнительных органах государственной власти Пермского края";
1
1 .2. юридическая экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов Министерства информационного развития и связи
Пермского края проводится одновременно с антикоррупционной экспертизой
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Министерства информационного развития и связи Пермского края.
1
(п. 1 введен Приказом Министерства информационного развития и связи
Пермского края от 02.06.2015 № СЭД-20-01-06-27)
2. Начальнику организационно-правового отдела Короткиной А.С. ознакомить с данным Порядком государственных гражданских служащих Министерства, ответственных за разработку нормативных правовых актов, за проведение антикоррупционной экспертизы в Министерстве.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Е.Е.БАЛУЕВ
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства информационного
развития и связи Пермского края
от 12.12.2014 № СЭД-20-01-06-141
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА
ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Министерства информационного развития
и связи Пермского края от 27.03.2015 № СЭД-20-01-06-16,
от 02.06.2015 № СЭД-20-01-06-27)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан для обеспечения проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства информационного развития и связи Пермского края (далее - Порядок, Министерство соответственно) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (далее - антикоррупционная экспертиза).
1.2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативно-правовых актов (проектов нормативно-правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
1.3. Основными принципами антикоррупционной экспертизы являются:
1.3.1. обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
1.3.2. оценка нормативного правового акта, проекта нормативно-правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
1.3.3. обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативно-правовых актов;
1.3.4. компетентность лиц, проводящих экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
1.3.5. сотрудничество органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов и организаций, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов
нормативно-правовых актов Министерства
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, завизированных руководителем соответствующего структурного подразделения Министерства, проводится должностным лицом организационно-правового отдела Министерства, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (далее - должностное лицо, ответственное за проведение антикоррупционной экспертизы), одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.2. Проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта не должно превышать 10 рабочих дней с момента поступления к должностному лицу, ответственному за проведение антикоррупционной экспертизы.
(в ред. Приказа Министерства информационного развития и связи Пермского края от 02.06.2015 № СЭД-20-01-06-27)
2.3. Выявленные в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.4. В заключении должны содержаться следующие сведения:
2.4.1. дата подготовки заключения;
2.4.2. вид и наименование проекта нормативного правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
2.4.3. положения проекта нормативного правового акта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с указанием структурных единиц проекта нормативного акта (раздела, главы, статьи, пункта, подпункта, абзаца) и соответствующие коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений);
2.4.4. предложения и рекомендации о способах устранения в проекте нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов.
2.5. Заключение подписывается должностным лицом, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, и направляется разработчику данного проекта нормативного правового акта.
2.6. Положения проекта нормативного правового акта, в которых при проведении антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта разработчиком проекта в срок, не превышающий 5 календарных дней.
2.7. Утратил силу с 27 марта 2015 года. - Приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 27.03.2015 № СЭД-20-01-06-16.
2.8. Порядок согласования по результатам антикоррупционной экспертизы внесения изменений в нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Министерства проводится в соответствии с Порядком подготовки проектов актов губернатора Пермского края, утвержденным Указом губернатора Пермского края от 26 сентября 2006 г. № 164 "О подготовке проектов актов губернатора Пермского края", Регламентом подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Министерства
3.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится по поручению губернатора Пермского края, председателя Правительства Пермского края.
3.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, завизированных руководителем соответствующего структурного подразделения Министерства, проводится должностным лицом, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, одновременно с проведением правовой экспертизы.
3.3. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта не должно превышать 10 рабочих дней с момента поступления к должностному лицу, ответственному за проведение антикоррупционной экспертизы.
3.4. Выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
3.5. В заключении должны содержаться следующие сведения:
3.5.1. дата подготовки заключения;
3.5.2. вид и наименование нормативного правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
3.5.3. регистрационный номер и дата принятия нормативного правового акта;
3.5.4. положения нормативного правового акта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с указанием структурных единиц нормативного акта (раздела, главы, статьи, пункта, подпункта, абзаца) и соответствующие коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений);
3.5.5. предложения и рекомендации о способах устранения в нормативном правовом акте выявленных коррупциогенных факторов.
3.6. Заключение подписывается должностным лицом, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, и направляется разработчику данного нормативного правового акта.
3.7. Утратил силу с 27 марта 2015 года. - Приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 27.03.2015 № СЭД-20-01-06-16.
3.8. Положения действующего нормативного правового акта, в которых при проведении антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, устраняются его разработчиком путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
3.9. Порядок согласования по результатам антикоррупционной экспертизы внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства проводится в соответствии с Порядком подготовки проектов актов губернатора Пермского края, утвержденным Указом губернатора Пермского края от 26 сентября 2006 г. № 164 "О подготовке проектов актов губернатора Пермского края", Регламентом подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п.
4. Порядок проведения независимой антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства
4.1. Проекты нормативных правовых актов Министерства проходят независимую экспертизу на наличие коррупциогенных факторов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.2. В целях обеспечения возможности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в организационно-правовой отдел Министерства, размещают эти проекты на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
4.3. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы Министерством указывается адрес для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (в том числе адрес электронной почты), а также размещаются сведения о дате начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
4.4. Срок приема заключений Министерством по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не может быть менее пяти рабочих дней со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Срок приема заключений Министерством по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов административных регламентов составляет не менее одного месяца со дня размещения проектов административных регламентов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.5. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, оформленные в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, принимаются Министерством по почте, курьерским способом либо по электронной почте.
4.6. Полученные заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в десятидневный срок со дня их получения размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат их поступления.
4.7. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Министерством в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, в десятидневный срок направляется мотивированный ответ за подписью министра информационного развития и связи Пермского края, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Приложение 1
к Порядку
проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных
правовых актов Министерства
информационного развития
и связи Пермского края
Заключение
___________________________________________________________
(экспертное подразделение)
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
___________________________________________________________
(вид и наименование нормативного правового акта (проекта
нормативного правового акта) Министерства, регистрационный
номер и дата принятия нормативного правового акта)
__________
(дата)
№ п/п
Коррупциогенный фактор <*>
Положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в которых выявлены коррупциогенные факторы
Предложения и рекомендации о способах устранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов
1
2
3
Должностное лицо, которое провело антикоррупционную экспертизу:
__________
(Ф.И.О.)
--------------------------------
<*> Коррупциогенные факторы указываются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства информационного
развития и связи Пермского края
от 12.12.2014 № СЭД-20-01-06-141
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА В МИНИСТЕРСТВЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Список изменяющих документов
(введен Приказом Министерства информационного развития
и связи Пермского края от 10.02.2015 № СЭД-20-01-06-9)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и проведения правового мониторинга нормативных правовых актов Министерством информационного развития и связи Пермского края (далее - Министерство).
2. Целью проведения правового мониторинга нормативных правовых актов Министерством является:
2.1. выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия законодательства Пермского края;
2.2. совершенствование законодательства Пермского края;
2.3. создание эффективного механизма правотворческого процесса в Пермском крае;
2.4. создание условий для получения, обобщения и анализа информации об исполнении и обеспечении контроля за исполнением нормативных правовых актов Пермского края;
2.5. анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов Пермского края планируемому результату правового регулирования;
2.6. соблюдение прав граждан в ходе исполнения нормативных правовых актов Пермского края.
3. Правовой мониторинг нормативных правовых актов подразделяется:
3.1. текущий - мониторинг нормативных правовых актов Пермского края, непрерывно проводимый Министерством по вопросам, относящимся к его полномочиям;
3.2. плановый - мониторинг правоприменительной практики, проводимый Министерством в отношении конкретного объекта правового мониторинга в соответствии с планом работы на соответствующий период;
3.3. оперативный - мониторинг нормативного правового акта Пермского края, проводимый Министерством в течение первого года действия конкретного нормативного правового акта.
4. Основными видами информации, используемой при осуществлении правового мониторинга, являются:
4.1. информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций, от граждан, почерпнутая из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4.2. действующее федеральное законодательство и законодательство Пермского края;
4.3. информация об оспаривании нормативных правовых актов Пермского края в судебном порядке, о принятых решениях (постановлениях) и результатах их исполнения;
4.4. информация о мерах прокурорского реагирования (требования, протесты, представления, заявления в суд);
4.5. иная информация, позволяющая раскрыть содержание реализации нормативных правовых актов Пермского края.
5. Начальник организационно-правового отдела Министерства обеспечивает:
5.1. осуществление текущего мониторинга нормативных правовых актов;
5.2. формирование плана проведения правового мониторинга, в котором отражаются:
5.2.1. группа нормативных правовых актов (постановления Правительства Пермского края, указы губернатора Пермского края и др.), мониторинг которых планируется осуществить;
5.2.2. сроки осуществления мониторинга;
5.2.3. иные данные;
5.3. осуществление оперативного мониторинга нормативных правовых актов;
5.4. подведение итогов проведения правового мониторинга и выработка мер, предложений и рекомендаций, направленных на повышение качества и применения законодательства и эффективности правотворческой деятельности.
6. Правовой мониторинг осуществляется Министерством с использованием следующих показателей:
6.1. несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
6.2. наличие нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, органов исполнительной власти Пермского края, иных государственных органов, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
6.3. несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края при издании нормативного правового акта;
6.4. искажение смысла положений федерального закона, закона Пермского края и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта;
6.5. наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и их количество, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом и (или) независимыми экспертами;
6.6. неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
6.7. коллизия норм права;
6.8. наличие ошибок юридико-технического характера;
6.9. использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
6.10. искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
6.11. неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
6.12. использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
6.13. наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;
6.14. количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
6.15. количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
6.16. количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;
6.17. количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;
6.18. наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
6.19. наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
6.20. наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
6.21. наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды.
7. Министерство осуществляет обобщение и анализ информации о реализации предложений и рекомендаций по результатам проведенного правового мониторинга и рекомендаций по результатам проведенного правового мониторинга, а также контроль за реализацией указанных предложений и рекомендаций, составляет отчет о результатах проведения правового мониторинга.
8. Информация о результатах правового мониторинга включает в себя предложения:
8.1. в планы законопроектной, нормотворческой и контрольной деятельности органов государственной власти Пермского края;
8.2. о необходимости принятия, изменения, дополнения или отмены нормативных правовых актов Пермского края;
8.3. о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Пермского края проекта федерального закона;
8.4. об обращении Законодательного Собрания Пермского края, губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края в федеральные органы государственной власти по вопросам, выявленным в процессе правового мониторинга;
8.5. о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов Пермского края;
8.6. о мерах по повышению эффективности правоприменения;
8.7. о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции;
8.8. об органах государственной власти Пермского края, ответственных за разработку соответствующих нормативных правовых актов Пермского края и реализацию мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
8.9. о проведении разъяснительных и информационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов Пермского края;
8.10. иные предложения, направленные на совершенствование нормативных правовых актов Пермского края, основанные на результатах правового мониторинга.
9. Результаты правового мониторинга учитываются при планировании законопроектной деятельности, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Пермского края.
10. Информация о проведении и результатах правового мониторинга, а также о мерах, которые планируется предпринять на основании результатов правового мониторинга, размещается на официальном сайте Министерства.
11. Министерство участвует в мониторинге правоприменения в Российской Федерации в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", в соответствии с планом мониторинга и методикой его осуществления.
------------------------------------------------------------------