Приказ Прокуратуры Пермского края от 18.07.2014 N 143 "О совершенствовании организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов"
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 18 июля 2014 г. № 143
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ
УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ
В связи с произошедшими изменениями в законодательстве, в целях более эффективного и результативного надзора и исполнения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", руководствуясь ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам по надзору за ИУ обеспечить системный, комплексный надзор за состоянием законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, ежемесячную проверку указанных учреждений.
1.1. Прокурорам лично проводить проверки каждого учреждения не реже 2 раз в год, в ходе которых организовывать личный прием осужденных. Привлекать к проверкам специалистов. Каждое исправительное учреждение, СИЗО должны быть проверены с привлечением специалистов контрольно-надзорных органов.
1.2. В случае чрезвычайных происшествий, гибели осужденных или заключенных под стражу немедленно выезжать на место происшествия для проверки обстоятельств, причин и условий, способствующих этому. О случившемся информировать прокуратуру края по телефону, в течение суток направлять подробную письменную информацию.
По результатам проверки при наличии оснований выносить в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовно-правовой оценке выявленных прокурором нарушений, повлекших гибель арестованных и осужденных.
1.3. При проведении проверок в обязательном порядке посещать штрафные помещения, не оставлять без внимания вопросы законности отбывания наказания осужденными в строгих условиях содержания, давать оценку случаям дезорганизации деятельности учреждений, голодовок и иных протестных действий осужденных, законности установления административного надзора и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.
Изучать материалы проверок о наложении дисциплинарных взысканий, уделив особое внимание вопросам оценки соответствия наложенного осужденному взыскания тяжести совершенного проступка и личности нарушителя.
Тщательно проверять и давать надлежащую оценку доводам жалоб осужденных. Незаконно наложенные дисциплинарные взыскания незамедлительно отменять.
1.4. Изучая дисциплинарную практику, учитывать количество жалоб и отмененных незаконно наложенных дисциплинарных взысканий, проверять законность применяемых к осужденным поощрений.
В обязательном порядке проверять законность и обоснованность нахождения осужденных в ШИЗО свыше 15 суток (при неоднократном привлечении к дисциплинарной ответственности) с отобранием объяснения от осужденного, результаты отражать в справках проверок штрафных помещений.
1.5. Исключить формализм при проведении проверок, активно вскрывать нарушения закона и при наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования для их устранения, используя все предоставленные законом полномочия.
1.6. Активнее практиковать в этих целях предоставленные прокурорам дополнительные полномочия по обращению в суд для защиты прав осужденных, понуждая администрации ИУ к выполнению возложенных на них обязанностей. Добиваться исполнения состоявшихся судебных решений.
2. Принять дополнительные меры, направленные на совершенствование надзора за соблюдением трудовых прав осужденных.
2.1. Обеспечить постоянный мониторинг в сфере исполнения законодательства о труде. Ежемесячно анализировать состояние законности в части своевременности и полноты выплаты заработной платы. Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
2.2. Проверки законности привлечения осужденных к труду проводить во всех исправительных учреждениях не реже 1 раза в полугодие. Практиковать привлечение к проверкам специалистов других ведомств, в том числе Государственной инспекции труда.
2.3. Полнее использовать предоставленные полномочия по привлечению к ответственности должностных лиц по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения закона о труде и об охране труда.
2.4. Раз в полугодие анализировать состояние законности о трудовом использовании осужденных и обеспечении безопасных условий их труда. С учетом результатов проверок, наряду с выявляемыми нарушениями закона, отражать эффективность принимаемых по ним мер прокурорского реагирования, направленных на безусловное исполнение требований прокурора, и необходимые меры, направленные на совершенствование трудоиспользования лиц, находящихся в местах лишения свободы.
3. Обеспечить постоянный надзор за соблюдением требований режима и охраны.
3.1. Практиковать проведение проверок соблюдения закона при производстве в ИУ и СИЗО обысков и досмотров, обратив особое внимание на привлечение к данным мероприятиям сотрудников отряда специального назначения ГУФСИН России по Пермскому краю.
3.2. Особое внимание обращать на исполнение требований личной безопасности осужденных и заключенных под стражу, правил пожарной безопасности, факты применения спецсредств и физической силы, своевременность и полноту изъятия запрещенных предметов, в том числе наркотических веществ и средств связи, перекрытие каналов их доставки в ИУ.
4. В каждом ИУ в обязательном порядке проверять материально-бытовое обеспечение осужденных.
4.1. Раз в полугодие обобщать вопросы материально-бытового обеспечения, уделяя особое внимание обеспечению осужденных нормами питания, жилой площади, необходимыми помещениями, мебелью и инвентарем, вещевым имуществом, при этом отражать принимаемые администрацией ИУ меры по устранению вскрытых нарушений закона, в том числе носящих длительный характер.
4.2. Проверять соблюдение гарантированных прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
5. Обеспечить системный надзор за законностью медико-санитарного обеспечения осужденных медицинской службой ФСИН России. Обязательно проверять наличие лицензий на все виды медицинской деятельности, обеспеченность медицинскими препаратами и лекарственными средствами.
5.1. По каждому факту смерти осужденных в ИУ проводить проверку, при этом выяснять причины смерти, своевременность оказания медицинской помощи.
При необходимости привлекать к проверке специалистов Росздравнадзора, давая им поручения и предоставляя медицинские документы для дачи заключения.
Материалы по факту смерти осужденных, при наличии оснований, направлять в соответствующие подразделения СУ СК России для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с последующим контролем за законностью принятых решений. Проверять все случаи освобождения осужденных из ИУ по болезни.
5.2. Раз в полугодие анализировать состояние законности медико-санитарного обеспечения, освобождения осужденных по болезни, причин смертности осужденных, в том числе отдельно по каждому исправительному учреждению. Вести реестр смертности среди осужденных и заключенных под стражу. Информацию о фактах, внесенных в реестр, ежемесячно представлять в отраслевой отдел.
6. Систематически проверять исполнение законодательства о проводимой в ИУ воспитательной работе с осужденными. Особое внимание обращать на организацию работы начальников отрядов, наличие материальной базы, возможность получения осужденными общего и профессионального образования, законность условно-досрочного освобождения.
6.1. Регулярно проверять правомерность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения по болезни, изменения вида исправительного учреждения и условий отбывания наказаний, их перевода из одного исправительного учреждения в другое.
7. Обеспечить системный надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в ИУ. Особое внимание при этом обращать на вопросы борьбы с организованной преступностью, коррупцией, экстремистской деятельностью, предупреждения повторных преступлений, установлению каналов проникновения запрещенных предметов с учетом результатов обыскной работы, проводимой в ИУ.
7.1. Соответствующие проверки проводить в каждом учреждении не реже двух раз в год.
Основаниями к производству проверки считать:
- обращения граждан, юридических и должностных лиц;
- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
- в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений.
7.2. Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных функций проверять соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.
Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, территориальных органах УИС является законность проводимых мероприятий, указанных в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Строго следовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о необходимости прекращения дел оперативного учета в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения.
В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Мерами прокурорского реагирования пресекать факты неправомерного осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей, задач, не предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
8. Не реже раза в полугодие проводить проверки и анализировать состояние законности и практики исполнения сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю требований ст. 75-1 УИК РФ о направлении осужденных в колонии-поселения, особое внимание обращать на организацию и проведение оперативно-розыскных мероприятий отделениями розыска оперативного отдела ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении лиц, не явившихся в колонии-поселения.
9. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.
При рассмотрении обращений решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
9.1. По обращениям, содержащим сведения о недозволенных мерах воздействия со стороны администрации ИУ и СИЗО, при наличии оснований, направлять материалы в подразделения следственного комитета для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с последующим контролем за законностью принятых решений.
9.2. С учетом требований национального законодательства, а также международных стандартов и практики Европейского Суда по правам человека по каждому обращению подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе поступившему из указанного суда, проводить тщательную всестороннюю проверку всех доводов, в случаях необходимости - с участием заявителя, предоставив ему возможность знакомиться и комментировать информацию, изложенную в обращении, данную лицами, чьи действия (бездействие) им обжалуются.
9.3. Каждое полугодие анализировать работу с жалобами и обращениями. В ходе анализа по жалобам и обращениям отражать характер наиболее часто встречающихся нарушений закона, динамику их роста или снижения, количественное соотношение удовлетворенных обращений от общего числа поступивших на рассмотрение, а также причины и условия, способствующие этому. Результаты использовать при планировании надзорной деятельности.
10. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, опротестовывать их в случае противоречия закону.
11. Обеспечить надзор за исполнением администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов требований Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением права человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями.
12. Принять необходимые меры к совершенствованию аналитической работы и использованию ее результатов в надзорной деятельности. Комплексный анализ состояния законности проводить каждое полугодие по основным направлениям надзора и по каждому исправительному учреждению отдельно (состояние законности и прокурорского надзора о медицинском и материально-бытовом обеспечении осужденных, пожарной безопасности, соблюдения трудового законодательства в части трудоустройства, оплаты труда и обеспечения безопасных условий труда, соблюдения требований режима и дисциплинарной практики).
Организовать и обеспечить постоянное поступление из ИУ информации о проводимой работе и состоянии законности.
13. Горрайпрокурорам обеспечить ежеквартальную проверку состояния законности при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, полиции, органов, правомочных согласно закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, работниками органов местного самоуправления и организаций, в которых работают осужденные.
Особое внимание обращать на законность постановки осужденных на учет, порядок направления для отбывания наказания, обеспечение контроля за их поведением, профилактикой нарушений установленного порядка отбывания наказания и привлечения к ответственности за уклонение от отбывания наказания, проведения с осужденными воспитательной работы, выполнения розыскных мероприятий, участия сотрудников полиции в осуществлении контроля за поведением осужденных, а также на исполнение требований приговора администрациями организаций, в которых работают осужденные, и органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным.
Результаты проверки иных учреждений, участвующих в исполнении наказаний, оформлять отдельной справкой.
13.1. Систематически анализировать состояние законности при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Работу строить с учетом сложившейся криминогенной ситуации и состояния рецидивной преступности.
14. Прокурорам по надзору за ИУ и горрайпрокурорам обеспечить качество и полноту проверок, эффективность и качество принимаемых мер реагирования.
Мерами прокурорского реагирования добиваться реального устранения нарушений прав и законных интересов осужденных. Обеспечить контроль за фактическим устранением выявленных нарушений закона.
В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, привлечения к ответственности должностных лиц за невыполнение законных требований прокурора в соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.1. Прокурорам по надзору за ИУ дважды в год, а горрайпрокурорам ежегодно анализировать качество внесенных актов прокурорского реагирования и результаты их рассмотрения. При этом одновременно оценивать эффективность принимаемых прокурором мер реагирования и достигнутые результаты.
14.2. Устанавливать причины неустранения нарушений закона, в том числе связанные с отсутствием финансирования, планировать необходимые мероприятия и принимать меры к их реализации.
14.3. Повысить спрос с подчиненных за состояние законности в ИУ и результаты работы, с этой целью использовать меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
15. Копии справок, докладных записок, актов прокурорского реагирования с информацией о результатах и принятых мерах с приложением соответствующих документов незамедлительно направлять в прокуратуру края.
Анализы и обобщения состояния законности во исполнение п. 2, п. 4, п. 5 и п. 9 Приказа представлять в отраслевой отдел к 10 июля и 10 января.
Анализ состояния законности и практики исполнения сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю требований ст. 75-1 УИК РФ (п. 8) представлять к 15 июля и 15 января.
Анализ состояния законности при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (п. 13), представлять раз в полугодие с нарастающим итогом к 15 июля и 15 января.
Анализ качества внесенных актов прокурорского реагирования и сведения о результатах их рассмотрения (п. 14) прокурорам по надзору за ИУ представлять по итогам полугодия и года не позднее 25 июля и 25 января, горрайпрокурорам - 25 января.
Комплексный анализ состояния законности (п. 12) по поднадзорным ИУ и СИЗО представлять к 25 июля и 25 января.
16. Отраслевому отделу прокуратуры края повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.
Организовать оказание практической и методической помощи, проведение стажировок оперативных работников.
16.1. Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора, в том числе по каждой спецпрокуратуре и по направлениям надзора, а также работу с жалобами и обращениями, анализировать законность осуществления оперативно-розыскной деятельности, качество внесенных подчиненными прокурорами актов прокурорского реагирования и эффективность их реализации.
16.2. Ежегодно проверять в каждой прокуратуре по надзору за ИУ организацию надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
16.3. Обеспечить системную проверку в ГУФСИН России по Пермскому краю законности издаваемых приказов, указаний, распоряжений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, и соблюдения требований закона в ходе реализации закрепленных полномочий.
Особое внимание обратить на организацию ведомственного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовное наказание, и следственных изоляторов по вопросам организации работы и финансирования.
17. Приказ прокурора края от 11.02.2013 № 11 "О совершенствовании организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов" признать утратившим силу.
18. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя прокурора края Ильенкова В.Г.
Приказ направить заместителям прокурора края, начальникам управлений и отделов прокуратуры края, горрайпрокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в ИУ, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
И.о. прокурора края
государственный советник
юстиции 3 класса
В.А.ЧЕРКАСОВ
------------------------------------------------------------------