По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 24.09.2014 по делу N 3-91-2014 <О признании недействующим абзаца восьмого пункта 1.2 Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 N 1104-п , в части требования о нотариально удостоверенной доверенности для представления интересов гражданина>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу № 3-91-2014

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Бузмакова С.С. при секретаре Д.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., настаивавшей на удовлетворении заявления, представителя Правительства Пермского края, Министерства информационного развития и связи Пермского края К., представителя открытого акционерного общества "Универсальная электронная карта Пермского края" З., возражавших против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел 24 сентября 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании недействующими в части отдельных положений Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года № 1104-п (в редакции от 25 марта 2014 года) "О порядке организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае",

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года № 1104-п (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 9 февраля 2012 года № 52-п, от 25 декабря 2012 года № 1551-п, от 13 марта 2013 года № 116-п, от 25 марта 2014 года № 194-п) в целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Закона Пермского края от 26 декабря 2013 года № 289-ПК "О порядке замены универсальной электронной карты в случае подключения новых региональных или муниципальных электронных приложений" утвержден Порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае (далее также - Порядок), который регулирует отношения, связанные с организацией деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (далее также - УЭК) в Пермском крае, а также отношения по замене УЭК в случае подключения нового регионального или муниципального электронного приложения.
Постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года № 1104-п, от 9 февраля 2012 года № 52-п, от 25 декабря 2012 года № 1551-п, от 13 марта 2013 года № 116-п, от 25 марта 2014 года № 194-п опубликованы в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 1 от 2 января 2012 года, № 6 от 13 февраля 2012 года, № 52 от 31 декабря 2012 года, № 10 от 18 марта 2013 года, № 12 от 31 марта 2014 года.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующими абзац четвертый пункта 1.2, пункты 2.1, 2.3 Порядка в части наделения правом на получение и обслуживание УЭК лиц, зарегистрированных на территории Пермского края, а также абзац восьмой пункта 1.2 Порядка в части требования о нотариально удостоверенной доверенности для представления интересов гражданина.
По мнению прокурора, оспариваемые им положения Порядка противоречат требованиям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Закону Пермского края от 26 декабря 2013 года № 289-ПК "О порядке замены универсальной электронной карты в случае подключения новых региональных или муниципальных электронных приложений".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Синева А.М. настаивала на заявленном требовании.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства информационного развития и связи Пермского края К., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях от 25 июля 2014 года и дополнениях к возражениям от 24 сентября 2014 года, пояснив, что оспариваемые заявителем правовые нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель ОАО "Универсальная электронная карта Пермского края" З., являющийся /должность/ организации, возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных объяснениях от 3 сентября 2014 года.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленные исполняющим обязанности прокурора Пермского края требования основаны на законе и подлежат удовлетворению в части.
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг с использованием универсальных электронных карт, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
Как следует из текста указанного Федерального закона, федеральный законодатель, устанавливая сферу действия данного Федерального закона (статья 1) и в связи с этим, регламентируя понятие государственной и муниципальной услуги (статья 2), основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг (статья 4), права заявителей на получение государственных и муниципальных услуг (статья 5), обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (статья 6), общие требования к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг (статья 7), одновременно определил требования к организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (статьи 22-28).
В силу предписаний вышеперечисленных федеральных норм, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно положениям статьи 24 Федерального закона № 210-ФЗ организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1); в целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации (часть 3).
Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан определен статьей 25 названного Федерального закона. Универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты (часть 1); выдача УЭК осуществляется уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации (часть 2); порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3); в заявлении о выдаче универсальной электронной карты указываются фамилия, имя и (если имеется) отчество, дата, место рождения и пол пользователя УЭК, а также иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4); типовая форма заявления устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 210-ФЗ в случае утраты универсальной электронной карты либо добровольной замены универсальной электронной карты гражданин вправе обратиться в уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации или иные организации, определенные субъектом Российской Федерации, с заявлением о выдаче дубликата универсальной электронной карты или о замене указанной карты (часть 1); порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты, ее добровольной замены определяет субъект Российской Федерации (части 3, 4); порядок замены универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений либо региональных или муниципальных электронных приложений устанавливается Правительством Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральной уполномоченной организацией (часть 5).
Порядок замены универсальной электронной карты в случае подключения новых региональных или муниципальных электронных приложений в Пермском крае установлен Законом Пермского края от 26 декабря 2013 года № 289-ПК "О порядке замены универсальной электронной карты в случае подключения новых региональных или муниципальных электронных приложений" (далее - Закон Пермского края).
Согласно статье 2 Закона Пермского края порядок подачи заявления о замене универсальной электронной карты и порядок выдачи универсальной электронной карты устанавливаются Правительством Пермского края.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, в целях реализации положений Федерального закона № 210-ФЗ и Закона Пермского края, Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года № 1104-п утвержден оспариваемый исполняющим обязанности прокурора Пермского края Порядок.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1.2 Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, в данном Порядке применяются следующие термины и определения: уполномоченная организация Пермского края - организация, определенная правовым актом Правительства Пермского края, которая в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" осуществляет выпуск УЭК и выдачу их гражданам, проживающим (зарегистрированным) на территории Пермского края.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что право на получение УЭК, выпускаемой на территории Пермского края, имеют граждане Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранные граждане либо лица без гражданства, проживающие (зарегистрированные) на территории Пермского края (далее - граждане).
Согласно пункту 2.3 Порядка заявитель, непосредственно обратившийся в пункт приема заявлений и выдачи УЭК (далее - ППВ) с заявлением о выдаче УЭК, предъявляет оператору ППВ документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а в случае подачи заявления представителем заявителя также предъявляет документ, подтверждающий полномочия представителя в соответствии с федеральным законодательством. Представитель несовершеннолетнего лица дополнительно предъявляет свидетельство о рождении или паспорт несовершеннолетнего лица. Иностранные граждане либо лица без гражданства, проживающие (зарегистрированные) на территории Пермского края, предъявляют оператору ППВ документы, удостоверяющие их личность, в соответствии с федеральным законодательством.
Обращаясь в суд с заявлением, исполняющий обязанности прокурора Пермского края указал, что из анализа положений абзаца четвертого пункта 1.2, пунктов 2.1 и 2.3 Порядка следует, что право на получение и обслуживание УЭК имеют лишь лица, зарегистрированные на территории Пермского края, что противоречит требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, при этом граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, однако регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, прокурор обосновал свое требование в данной части тем, что ни Федеральным законом № 210-ФЗ, ни Законом Пермского края не предусмотрено, что для получения и обслуживания УЭК необходимо иметь регистрацию по месту жительства.
Суд признает вышеприведенные доводы ошибочными, поскольку они основаны на неверном толковании Порядка в оспариваемой части, а также сделаны без учета положений статьи 25 Федерального закона № 210-ФЗ.
Как следует из анализа Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае и приложений к нему, право на получение УЭК, выпускаемой на территории Пермского края, имеют все лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства), фактически проживающие (временно, преимущественно, постоянно) на территории Пермского края, при этом факт регистрации лица, подавшего заявление, на территории Пермского края (по месту жительства или по месту пребывания) какого-либо правового значения не имеет, поскольку в заявлении о выдаче универсальной электронной карты заявитель указывает адрес места жительства (регистрации), адрес фактического пребывания, которые могут не совпадать, а основанием для отказа в оформлении универсальной электронной карты может послужить лишь заведомо ложные сведения, сообщенные заявителем в заявлении о выдаче УЭК.
Помимо этого необходимо учитывать, что согласно приложению № 1 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 363 "О перечне иных сведений, которые указываются в заявлении о выдаче универсальной электронной карты, и о типовой форме заявления о выдаче универсальной электронной карты", в заявлении о выдаче универсальной электронной карты помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 25 Федерального закона № 210-ФЗ, указываются адрес места жительства (регистрации) заявителя, адрес фактического пребывания заявителя.
Поскольку названное Министерство в силу Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в заявлении о выдаче универсальной электронной карты сведения об адресе места жительства (регистрации) заявителя указывать необходимо.
Таким образом, положения абзаца четвертого пункта 1.2, пунктов 2.1 и 2.3 Порядка в оспариваемой прокурором части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 1.2 Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, в данном Порядке применяются следующие термины и определения: представитель - лицо, действующее от имени гражданина в силу полномочия, основанного на нотариально удостоверенной доверенности (уполномоченный представитель), указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (законный представитель).
Обосновывая требование о признании недействующим в части абзаца восьмого пункта 1.2 Порядка, исполняющий обязанности прокурора Пермского края в заявлении указал, что требование о нотариально удостоверенной доверенности для представления интересов гражданина не предусмотрено ни Федеральным законом № 210-ФЗ, ни Законом Пермского края, в связи с чем оспариваемой нормой нарушаются права граждан, которые намерены обратиться в уполномоченную организацию с заявлением о выдаче универсальной электронной карты.
Из анализа статей 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами; доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 210-ФЗ универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений данной главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства (далее, если не указано иное, - гражданин).
Частью 2 данной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.
В силу части 6 названной статьи универсальная электронная карта хранится у пользователя такой картой и не может быть использована для предоставления государственных или муниципальных услуг другим лицам.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ для целей приведенного Федерального закона используются следующие основные понятия: заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 названного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 данной статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Требование о необходимости представления интересов гражданина в процессе подачи заявления о выдаче, замене универсальных электронных карт, выдаче дубликата УЭК лишь на основании нотариально удостоверенной доверенности Федеральным законом № 210-ФЗ не предусмотрено, как не предусмотрено такое требование и Законом Пермского края.
Исключение составляет положение части 17 статьи 23 Федерального закона № 210-ФЗ, согласно которой для использования (активации) электронного банковского приложения гражданин либо лицо, действующее от его имени на основании нотариально удостоверенной доверенности, обращается для заключения договора, предусматривающего оказание услуг с использованием электронного банковского приложения универсальной электронной карты, в банк либо в уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации, действующую от имени банка в силу полномочия, установленного договором, заключенным между ними.
Таким образом, учитывая понятие доверенности, указание в абзаце восьмом пункта 1.2 Порядка о том, что представителем является лицо, действующее от имени гражданина, в силу полномочия, основанного на нотариально удостоверенной доверенности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и по тому основанию, что оспариваемый Порядок регламентирует организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, а не процедуру использования УЭК при непосредственном получении государственных и муниципальных услуг, когда, например, в силу прямого указания закона при представлении интересов заявителя другим лицом требуется нотариально удостоверенная доверенность.
В связи с изложенным все доводы представителей Правительства Пермского края, Министерства информационного развития и связи Пермского края, ОАО "Универсальная электронная карта Пермского края" в обоснование возражений по заявленным требованиям в данной части являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Так как абзац восьмой пункта 1.2 Порядка в части требования о нотариально удостоверенной доверенности для представления интересов гражданина противоречит федеральному законодательству, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Основания для удовлетворения заявленных исполняющим обязанности прокурора Пермского края требований о признании недействующими абзаца четвертого пункта 1.2 и пунктов 2.1, 2.3 Порядка в части наделения правом на получение и обслуживание УЭК лиц, зарегистрированных на территории Пермского края, отсутствуют, поскольку они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац восьмой пункта 1.2 Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года № 1104-п (в редакции от 25 марта 2014 года), в части требования о нотариально удостоверенной доверенности для представления интересов гражданина.
Отказать исполняющему обязанности прокурора Пермского края в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокуроров в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 29 сентября 2014 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.


------------------------------------------------------------------