По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Прокуратуры Пермского края от 10.01.2014 N 1 "О мерах по реализации федерального законодательства, направленного на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности"



ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 10 января 2014 г. № 1

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
НАПРАВЛЕННОГО НА ЗАЩИТУ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из первостепенных задач органов прокуратуры является защита прав субъектов предпринимательской деятельности и устранение административных ограничений для ее осуществления.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами государственной власти и местного самоуправления предоставленные в этой сфере полномочия не всегда реализуются должным образом. Выявляются факты создания различных административных барьеров, ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении жалоб, обращений и заявлений. Допускаются многочисленные нарушения требований закона при издании нормативных правовых актов, формировании планов проверок субъектов предпринимательской деятельности, осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. До настоящего времени имеют место рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.
Изложенное обуславливает необходимость активизации надзорной деятельности органов прокуратуры Пермского края в данной сфере.
В целях организации надлежащего исполнения требований федеральных законов от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 370-ФЗ) и приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 31.03.2008 № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 11.08.2010 № 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", руководствуясь статьей 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Структурным подразделениям прокуратуры края, городским, районным, специализированным прокурорам надзор за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, осуществлять на системной основе, в тесном взаимодействии с государственными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту предпринимательского сообщества.
Мерами прокурорского реагирования обеспечить свободу экономической деятельности, благоприятный деловой и инвестиционный климат в крае, снижение административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, ликвидацию излишних процедур и бюрократических барьеров. Добиваться неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления требований об оказании финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, в сфере инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также осуществления внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
1.1. Обеспечить надлежащий надзор за законностью правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере предпринимательской деятельности. Оценку коррупциогенности нормативных правовых актов проводить в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Организовать своевременную реализацию результатов ежемесячных ревизий ранее принятых актов. Принимать действенные меры, направленные на понуждение органов государственной власти и местного самоуправления к изданию необходимых нормативных правовых актов. Обратить особое внимание на своевременное издание и исполнение региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению государственной поддержки в установленном законом порядке. При этом исходить из реальных полномочий органов местного самоуправления, не допуская направления требований (предложений) об издании актов при отсутствии объектов контроля.
1.2. В полной мере использовать предоставленные законом полномочия в части соблюдения законности процедур отчуждения из государственной собственности Пермского края или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Учитывать при этом особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
1.3. Активно использовать данные общественных объединений и средств массовой информации для выявления нарушений прав малого и среднего бизнеса. Организовать системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При поступлении такой информации инициировать прокурорские проверки с последующим применением предусмотренных законодательством исчерпывающих мер прокурорского реагирования и освещением результатов проверок в средствах массовой информации.
1.4. Решительно пресекать факты организации и проведения органами контроля (надзора) под видом различных операций и мониторинга проверок деятельности хозяйствующих субъектов. В случае установления нарушений прав предпринимателей в сфере государственного контроля и оказания государственных услуг инициировать привлечение виновных лиц к ответственности по статьям 5.63, 19.6.1 КоАП РФ. При выявлении фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности решать вопрос о направлении материалов для осуществления уголовного преследования по ст. 169 УК РФ.
1.5. При осуществлении надзора за исполнением законов не допускать фактов подмены иных государственных органов.
Органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля направлять требования о проведении внеплановой проверки при наличии поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, содержащих информацию о фактах нарушения законов, по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 28.11.2012 № 433), в порядке, установленном Приказом прокурора края от 30.04.2013 № 41 "Об упорядочении направления органами прокуратуры края требований о проведении проверок в территориальные подразделения федеральных органов и региональных органов контроля (надзора) и организации их учета, в том числе проводимых органами муниципального контроля".
Ответы заявителям в таких случаях давать с учетом сведений о принятых контрольно-надзорным органом мерах по результатам проведенных им мероприятий и одновременной оценкой правомерности и полноты принятых решений.
Исключить из практики случаи направления требований в органы, не имеющие полномочий на проведение проверки, либо в отсутствие к тому оснований, а также случаи направления требований в органы, поднадзорные Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
1.6. Иметь в виду, что при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами прокуратуры, в том числе с привлечением специалистов органов контроля (надзора), положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п. 3 ст. 1 данного Федерального закона) не применяются.
1.7. В целях упорядочения прокурорских проверок и поручений прокуроров в контролирующие органы, исключения дублирования функций органов контроля (надзора) вносить последним предложения о включении в их проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и проверочных мероприятий, обусловленных надзорной деятельностью органов прокуратуры.
1.8. С целью выявления системных нарушений прав предпринимателей и незаконных действий и решений органов власти изучать судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции, размещенную в сети Интернет.
1.9. Осуществлять мониторинг интернет-ресурсов и средств массовой информации на предмет установления фактов вымогательства криминальными структурами у субъектов предпринимательской деятельности денежных средств за ведение бизнеса. При выявлении публикаций указанной тематики незамедлительно организовывать проверку изложенных доводов.
1.10. Не реже 1 раза в полугодие анализировать результаты рассмотрения поступивших от предпринимателей обращений, а также вступивших в законную силу судебных решений об удовлетворении жалоб хозяйствующих субъектов с целью выявления системных нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности.
1.11. На постоянной основе осуществлять надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, соблюдением требований УПК РФ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Анализировать и обобщать практику результатов предварительного расследования уголовных дел данной направленности. Усилить надзор за законностью принятия процессуальных решений органами предварительного следствия и дознания, обратив особое внимание на законность проведения проверок в отношении указанной категории лиц, принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел о фактах поборов и вымогательства в отношении предпринимателей.
1.12. При отмене незаконных постановлений органов следствия о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей в каждом случае инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности виновных в незаконном уголовном преследовании должностных лиц.
1.13. Не реже одного раза в месяц изучать в оперативных подразделениях правоохранительных органов все необходимые оперативно-служебные документы, касающиеся проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", давать оценку его законности в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
1.14. В ходе осуществления надзорных мероприятий в органах полиции уделять особое внимание проверкам, проведенным в отношении субъектов предпринимательства, с целью установления фактов незаконного внепроцессуального вмешательства в их деятельность. Во всех случаях таких нарушений давать принципиальную оценку и при необходимости инициировать проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
1.15. Прокурорам при рассмотрении в суде ходатайств об избрании лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, меры пресечения руководствоваться требованиями ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. Объективно подходить к обоснованности продления срока содержания под стражей. Рассматривать вопрос о целесообразности применения иной меры пресечения.
1.16. При утверждении обвинительных заключений и поддержании государственного обвинения в судах по уголовным делам в отношении предпринимателей исследовать вопрос о возможном наличии гражданско-правового спора между субъектами предпринимательской деятельности и возможных в этой связи судебных решений, которые в соответствии со ст. 90 УПК РФ могут иметь преюдициальное значение.
Прокурорам на стадии проверки законности возбуждения уголовного дела необходимо обращать особое внимание на наличие в представленных материалах сведений о привлечении лиц за те же действия к административной ответственности, возбуждении в отношении них дел об административных правонарушениях, поскольку в этом случае при наличии вступившего в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности уголовное преследование исключено.
2. Организацию надзора за исполнением законодательства в указанной сфере, формирование ежегодных планов проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также согласование внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках установленной компетенции, ведение реестра согласованных в прокуратуре края внеплановых выездных проверок возложить на отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства (далее по тексту - Отдел) прокуратуры края.
Обеспечение электронного документооборота возложить на отдел материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта.
2.1. Работу общественного совета по защите малого и среднего предпринимательства, межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей, созданных при прокуратуре края, использовать в качестве площадки по выработке согласованных мер по защите гарантированных прав бизнес-сообщества.
Не реже одного раза в год обеспечить организацию и проведение совещаний с привлечением представителей бизнес-сообществ по вопросам защиты прав предпринимателей.
2.2. Проверки во всех поднадзорных контролирующих органах планировать и проводить не реже одного раза в год.
Каждое полугодие (в январе и июле) проводить сверки данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных плановых и внеплановых выездных проверках, о чем составлять акт (приложение № 1 - не приводится).
2.3. Обеспечить качественную проверку, своевременный свод и направление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации плана проведения плановых проверок контрольно-надзорных органов государственной власти, органов муниципального контроля на предстоящий год.
2.4. Ежемесячно проводить мониторинг работы по согласованию внеплановых выездных проверок городскими, районными, специализированными прокуратурами.
2.5. Один раз в полугодие обобщать состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам нормотворчества органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере, о деятельности межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей. О проделанной работе направлять докладные записки в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
С этой целью отраслевым подразделениям прокуратуры края представлять в управление по надзору за исполнением федерального законодательства информацию о результатах работы в установленные ниже сроки:
- отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе к 7 июля, 27 декабря о рассмотренных судом гражданских делах указанной категории;
- управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами к 15 июля и 15 января о рассмотренных уголовных делах указанной категории;
- управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, к 15 июля и 15 января;
- отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции к 7 июля, 27 декабря о проделанной в отчетный период работе по закрепленным отраслям надзора.
3. Горрайспецпрокурорам закрепить обязанности по осуществлению данного направления надзора за конкретными работниками прокуратуры.
3.1. Каждое полугодие (в январе и июле) проводить сверки данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных плановых и внеплановых выездных проверках, о чем составлять акт (приложение № 1).
Обеспечить проведение проверок во всех поднадзорных контролирующих органах - не реже 1 раза в полугодие.
Требования настоящего пункта о проведении сверок и проверок в отношении территориальных органов федеральных органов контроля (надзора) и региональных органов контроля (надзора) не распространяются на межрайонных природоохранных прокуроров.
3.2. С целью своевременного ввода проектов планов и планов в автоматизированную систему сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок (АС СППиВП) городским, районным, специализированным прокурорам представлять в отдел:
в срок до 5 сентября - проекты планов проведения плановых проверок муниципальных органов контроля;
не позднее 20 сентября - рассмотренные проекты планов, предварительно обеспечив их качественную проверку на предмет законности включения в них объектов муниципального контроля;
к 10 ноября - утвержденные планы проведения проверок органами муниципального контроля, расположенными на поднадзорной территории.
Проекты планов и утвержденные планы представлять на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде).
3.3. Городским, районным, специализированным прокурорам ежемесячно, не позднее 2 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в прокуратуру края информацию с нарастающим итогом о количестве поступивших для согласования заявлений о проведении внеплановых выездных проверок, количестве согласованных проверок и числе отказов в проведении проверок в виде таблицы (приложение № 2 - не приводится) на бумажном носителе и предварительно в электронном виде.
3.4. Не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения по заявлению о согласовании внеплановой выездной проверки направлять соответствующие материалы в виде оформленных надзорных производств для их оценки в прокуратуру края. Кроме того, при принятии решения об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки, проводимой центральным аппаратам федеральных органов исполнительной власти, соответствующие материалы в виде оформленных надзорных производств направлять в тот же срок.
3.5. Не реже одного раза в год организовывать и проводить межведомственные совещания по вопросам защиты прав предпринимателей, принимать участие в расширенных заседаниях координационных органов местного самоуправления, образованных в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
3.6. Докладные записки о результатах проделанной в данном направлении надзора работе представлять в прокуратуру края к 23 июня и 23 декабря:
В управление по надзору за исполнением федерального законодательства по следующим разделам:
А. О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Б. О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей, исполнением Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В. О деятельности прокуратуры по приведению в соответствие с федеральным законодательством правовых актов органов местного самоуправления в сфере исполнения законодательства о муниципальном контроле.
Докладные записки необходимо представлять на бумажном носителе и предварительно в электронном виде.
В управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами:
О результатах рассмотрения уголовных дел указанной категории (предварительно на электронный адрес), копий приговоров и других судебных решений по уголовным делам, связанным с нарушением прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе с соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства при аренде ими объектов государственной либо муниципальной собственности, а также по делам о рейдерских захватах.
О результатах рассмотрения судом ходатайств об избрании меры пресечения по данной категории дел с приложением копий судебных решений.
В управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД:
Обобщения по защите прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебной стадии уголовного судопроизводства представлять не позднее 23 июня и 23 декабря.
Докладные записки о состоянии законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности, соблюдении их прав - не позднее 25 июня и 25 декабря.
Докладные записки по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.05.2013 № 36-39-2013 об анализе эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений и расследованию уголовных дел по ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации и законности возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей направлять раз в полугодие не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (10 июля и 10 января).
Указанную информацию предоставлять на бумажном носителе и предварительно в электронном виде по адресу при наличии сведений, составляющих государственную тайну, - с соблюдением правил секретного делопроизводства.
Установить, что конкретные требования к содержанию докладных записок устанавливаются письмами курирующих направления деятельности заместителей прокурора края.
4. Утвердить и ввести в действие Регламент согласования проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в прокуратуре Пермского края в новой редакции (приложение № 3 - не приводится), Регламент согласования проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в прокуратурах городов и районов, специализированных прокуратурах в новой редакции (приложение № 4 - не приводится).
5. В связи с введением в действие настоящего Приказа признать утратившими силу:
- п.п. 1-3, п. 4, за исключением слов "Утвердить и ввести в действие с 01.02.2012", "форму журнала согласования внеплановых выездных проверок и порядок его заполнения (приложение № 5 - не приводится)." Приказа прокурора Пермского края от 01.02.2012 № 12 "О мерах по реализации федерального законодательства, направленного на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности";
- распоряжение прокурора края от 10.04.2013 № 31/20р "Об организации исполнения решения Всероссийского совещания прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по вопросам защиты прав предпринимателей от 21 февраля 2013 г.".
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей прокурора края по курируемым направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям прокурора Пермского края, начальникам управлений, отделов, прокурорам городских, районных и специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор края,
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Ю.БЕЛЫХ


------------------------------------------------------------------