По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 27.01.2014 по делу N 3-5/2014 <О признании недействующими пункта 1 части 1, пункта 1 части 8 статьи 22 Закона Пермского края от 09.11.2009 N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу № 3-5/2014

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Т.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., представителя Законодательного Собрания Пермского края С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 части 1, пункта 1 части 8 статьи 22 Закона Пермского края № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" в части,

установил:

Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (далее Закон Пермского края № 525-ПК) определены правовые основы подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае.
Данный нормативный правовой акт опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 45, 16.11.2009 и Собрании законодательства Пермского края" № 11, 1 часть, 30.11.2009.
В Закон № 525-ПК неоднократно вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции от 08.02.2013. Внесенные изменения к рассматриваемому гражданскому делу не относятся.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 8 ст. 22 Закона Пермского края № 525-ПК в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Заявление мотивировано тем, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона Пермского края № 525-ПК членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Пунктом 1 ч. 8 приведенной статьи предусмотрено, что полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного

документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Аналогичные нормы содержатся в ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п.п. "а" п. 1, п.п. "а" п. 8 ст. 28). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № 14-П взаимосвязанные положения п.п. "а" п. 1 и п.п. "а" п. 8 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Поскольку данные положения с учетом ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" утратили силу, то с учетом ст. 6 приведенного Федерального конституционного закона положения Закона Пермского края № 525-ПК должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор Сысоева С.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С., представитель губернатора Пермского края Б., возражают против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 22-24, л.д. 18-20).
Представитель Избирательной комиссии Пермского края П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ранее им представлены письменные возражения (л.д. 12-14), в которых просил в удовлетворении заявления первому заместителю прокурора Пермского края отказать.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону (п. 6 ст. 1 приведенного Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 8 названной статьи).
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 14 Закона Пермского края № 525-ПК, подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, защиту избирательных прав граждан осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, а в случае возложения полномочий в установленном законом порядке - соответствующая территориальная избирательная комиссия; территориальные избирательные комиссии (при проведении выборов депутатов Пермской городской Думы); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии муниципальных образований организуют подготовку и проведение выборов в представительные органы местного самоуправления (п. 1 ст. 16 Закона Пермского края № 525-ПК).
Статья 22 Закона Пермского края № 525-ПК определяет статус членов комиссий.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 данной статьи членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 22 Закона Пермского края № 525-ПК полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случаях утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Аналогичные положения, определяющие статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума, закреплены в ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 названной статьи членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Подпунктом "а" п. 8 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М.Малицкого" взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 1) и 55 (часть 3).
Этим же постановлением установлено, что оно является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
В силу ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, следовательно, в настоящее время положения п.п. "а" п. 1 и п.п. "а" п. 8 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2012 № 67-ФЗ в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, являются недействующими и утратили силу.
Принимая во внимание, что оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края положения Закона Пермского края № 525-ПК противоречат положениям подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № 14-П), требование заявителя является обоснованным.
То обстоятельство, что в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ до настоящего времени не внесены соответствующие изменения в порядке, предусмотренном ст. 80 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", не влечет отказ заявителю в удовлетворении заявленного требования, поскольку согласно ч. 4 ст. 79 данного Федерального конституционного закона в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
Доводы представителей заинтересованных лиц в обоснование возражений по заявленному требованию о том, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № 14-П признаны неконституционными нормы Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, которые определяют статус только членов
территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, тогда как статья 22 Закона Пермского края № 525-ПК регулирует деятельность других избирательных комиссий, не могут быть приняты, поскольку статья 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ определяет общий статус членов всех избирательных комиссий, комиссий референдума, перечисленных в п. 1 ст. 20 названного Федерального закона, а Закон Пермского края № 525-ПК принят с учетом Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, используемые в Законе Пермского края № 525-ПК основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Относительно доводов представителя Избирательной комиссии о том, что на основании ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ оспариваемые нормы Закона Пермского края № 525-ПК утратили силу, автоматически не применяются, то они основаны на ошибочном толковании норм права, сделаны без учета того, что предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации являлся федеральный нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края положения Закона Пермского края № 525-ПК противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1 части 1, пункт 1 части 8 статьи 22 Закона Пермского края № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" в части лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законом Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 03 февраля 2014 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------