По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Пермского краевого суда от 22.10.2014 по делу N 3-127-2014 <О признании недействующими пунктов 5.3, 5.7 Административного регламента по исполнению государственной функции проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 18.05.2010 N СЭД-30-01-03-140>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу № 3-127-2014

Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре М.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Мальцева А.В., настаивавшего на заявленном требовании, рассмотрел 22 октября 2014 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими пунктов 5.3, 5.7 Административного регламента по исполнению государственной функции проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 18 мая 2010 года № СЭД-30-01-03-140,

установил:

Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 18 мая 2010 года № СЭД-30-01-03-140 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Административный регламент).
Первоначальный текст документа опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 20 от 24 мая 2010 года.
Изменения, внесенные в Административный регламент Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 26 октября 2010 года № СЭД-30-01-03-323, опубликованы в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 43 от 1 ноября 2010 года.
Положениями Административного регламента определяются сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции по организации и проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими пунктов 5.3, 5.7 Административного регламента по мотиву их противоречия положениям главы 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что, по мнению заявителя, влечет умаление гарантий прав граждан на надлежащее, всесторонне, полезное и качественное рассмотрение их обращений, а также создает необоснованные обременительные административные барьеры к получению гражданами государственной услуги.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Мальцев А.В. на заявленном требовании настаивал.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (правопреемник Министерства природных ресурсов Пермского края) П., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменные возражения (л.д. 21-24), в которых указала, что заявленные первым заместителем прокурора Пермского края требования признает в полном объеме.
Заслушав объяснения прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
На уровне Российской Федерации отношения, связанные с организацией предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия;
государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1);
административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления этой услуги (пункт 4);
жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги (далее - жалоба) - требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром, должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, или многофункционального центра либо государственным служащим при получении данным заявителем государственной услуги (пункт 11).
В силу положений пункта 4 статьи 5 приведенного Федерального закона при получении государственных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных услуг. Заявитель может обратиться с жалобой на нарушение срока регистрации его запроса о предоставлении государственной услуги, нарушение срока предоставления указанной услуги, требование у него документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, на отказ в предоставлении услуги и в других предусмотренных статьей 11.1 поименованного Федерального закона случаях.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать в том числе раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 14 статьи 13 названного Федерального закона).
Статьей 11.2 данного Федерального закона определены общие требования к порядку рассмотрения жалобы. В частности, определен срок рассмотрения жалобы - в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, или должностных лиц этого органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен (часть 6). По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок, отказывает в удовлетворении жалобы (часть 7). Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (часть 8).
Согласно пункту 5.3 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 18 мая 2010 года № СЭД-30-01-03-140, при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения. В случаях принятия решения о проведении проверки руководитель Министерства вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.
Поскольку установленный пунктом 5.3 Административного регламента срок рассмотрения жалобы заявителей превышает аналогичный срок, установленный частью 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, учитывая, что срок рассмотрения жалобы в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, может быть только сокращен, доводы первого заместителя прокурора Пермского края в обоснование заявленных требований в данной части об умалении оспариваемой нормой гарантий прав граждан на своевременное рассмотрение их обращений являются состоятельными, и названный пункт регионального нормативного правового акта противоречит имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту федерального уровня.
В соответствии с пунктом 5.7 Административного регламента при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, он вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить повторное обращение.
Вместе с тем, анализ положений главы 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ позволяет прийти к однозначному выводу о том, что федеральное законодательство, регулирующее отношения, связанные с организацией предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не предусматривает возможности оставления жалобы заявителей без рассмотрения, дачи ответа заявителю о недопустимости злоупотребления правом, прекращении переписки с заявителем.
Учитывая изложенное, доводы первого заместителя прокурора Пермского края о том, что положения пункта 5.7 Административного регламента не соответствуют положениям главы 2.1 вышеназванного Федерального закона и создают необоснованные обременительные административные барьеры к получению заявителями государственной услуги, а также лишают граждан права на надлежащее, всесторонне, полное и качественное рассмотрение их обращений, являются правильными.
Частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку пункты 5.3, 5.7 Административного регламента противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5.3, 5.7 Административного регламента по исполнению государственной функции проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 18 мая 2010 года № СЭД-30-01-03-140.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 27 октября 2014 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.


------------------------------------------------------------------