Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 20.11.2014 N СЭД-26-01-04-1007 "Об утверждении Положения об авторской образовательной программе"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 2014 г. № СЭД-26-01-04-1007
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2013 г. 1460-п, с целью реализации функций Министерства образования и науки Пермского края в части экспертизы педагогических инноваций приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об авторской образовательной программе.
2. Приказ вступает в силу с момента его опубликования.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки, начальника управления общего образования и воспитания детей Министерства образования и науки Пермского края Л.С.Сидорову.
Министр
Р.А.КАССИНА
Приложение 1
к Приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 20.11.2014 № СЭД-26-01-04-1007
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к содержанию авторских образовательных программ на территории Пермского края и рассматривает авторские образовательные программы в качестве инноваций институционального уровня.
1.2. Авторской считается разработанная педагогическим работником или группой педагогических работников образовательная программа, существенно отличающаяся своим содержанием от типовых образовательных программ (теоретическими и методологическими основаниями, содержательным компонентом, технологией образовательного процесса).
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на авторские образовательные программы следующей содержательно-тематической направленности:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные основные общеобразовательные программы;
2) основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена);
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
4) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
5) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
2. Типы образовательных программ, допускаемых к утверждению
в качестве авторских
2.1. По отношению к рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации программам соответствующего профиля и назначения авторская образовательная программа может представлять собой:
альтернативу (замещает содержание имеющейся образовательной программы, не меняя ее основных целей и учитывая требования обязательного минимума знаний по предмету, государственного образовательного стандарта);
интеграцию (творчески объединяет цели и содержание ряда программ);
качественно новое направление (новые цели и содержание - только по программам дополнительного образования).
2.2. Авторская образовательная программа в зависимости от степени авторизации может быть модифицированной и инновационной:
- программа считается модифицированной, если в ее основе лежит одна или несколько традиционных образовательных программ одного предмета и содержательная и методическая части в целом отличаются от традиционной образовательной программы на 10-15%;
- инновационной авторской образовательной программой является любая, содержащая в себе более 50% новизны в содержательной, методической и (или) технологической части.
2.3. Модифицированные образовательные программы рецензируются членами методического объединения педагогических работников образовательной организации и утверждаются приказом ее руководителя. Наличие таких программ учитывается при аттестации педагогического работника.
2.4. Экспертизе подвергаются авторские образовательные программы, имеющие инновационный характер. Экспертиза таких программ осуществляется гласно, при участии Экспертного совета по инновационной деятельности в системе образования Пермского края (далее - Совет).
3. Общие требования к содержанию авторских образовательных
программ
3.1. Содержание авторской образовательной программы должно отвечать следующим основным критериям:
демонстрировать новизну цели, содержания, технологий, результатов образования;
подтверждать результативность (эффективность) апробации;
демонстрировать актуальность для региональной системы образования;
предполагать возможность использования другими образовательными организациями;
предполагать оптимальный подход к использованию ресурсов;
обеспечивать отсутствие рисков причинения вреда детям.
3.2. Текст с изложением авторской образовательной программы должен иметь следующую структуру:
титульный лист с указанием учредителя, образовательной организации, реализующей авторскую образовательную программу, темы авторской образовательной программы, автора, научного руководителя;
пояснительная записка, содержащая краткую характеристику участников образовательного процесса, обоснование выбора образовательной области и отбора содержания, цели и задачи авторской образовательной программы, особенности методики обучения и воспитания, прогнозируемый результат, условия реализации и необходимое ресурсообеспечение;
учебно-тематический план, определяющий количество часов на каждую тему по годам обучения (не распространяется на программы дошкольного образования);
основное содержание, определяющее разделы и темы внутри разделов в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;
требования к результативности обучения и воспитания, определяющие критерии оценки результатов и форм их контроля;
список используемой литературы из двух частей - для педагогических работников и обучающихся;
приложение, которое может включать в себя перечень методического и наглядно-дидактического оснащения авторской образовательной программы, справочные таблицы, контрольно-измерительные материалы, конспекты отдельных уроков и занятий, правила по технике безопасности, нормативы зачетов.
4. Порядок рассмотрения авторской образовательной программы,
имеющей инновационный характер
4.1. Заявка на проведение экспертизы авторской образовательной программы, имеющей инновационный характер, для присвоения статуса "Авторская программа", согласованная с органом управления образования муниципального района (городского округа) Пермского края (далее - муниципальные органы управления образования), подается секретарю Совета.
4.2. К заявке прилагаются:
- образовательная программа (в печатном и электронном видах);
- решение методического совета (педагогического совета) образовательной организации, заверенное руководителем;
- личное заявление составителя(ей) образовательной программы по форме согласно приложению к настоящему Положению;
- заключения экспертов - специалистов по тематике образовательной программы (не менее двух).
4.3. Экспертиза авторской образовательной программы оплачивается заказчиком экспертизы. Заказчиком экспертизы могут выступать муниципальные органы управления образования, образовательные или иные организации, физические лица.
4.5. Основной целью экспертизы авторских образовательных программ является установление существенных отличий данной программы и определение степени и направленности изменений качества образовательного процесса при ее реализации.
4.6. Статус авторской образовательной программы присваивается и в том случае, если программа стала лауреатом регионального или российского конкурса авторских образовательных программ.
4.7. Совет на основании рассмотрения программы и материалов предварительной экспертизы может:
- рекомендовать Министерству образования и науки Пермского края присвоить образовательной программе статус "Авторская образовательная программа";
- рекомендовать авторскую образовательную программу к изданию;
- дать рекомендацию к широкому распространению опыта;
- запретить использование авторской образовательной программы;
- дать заключение "материалы не соответствуют требованиям" (в случае, если авторская образовательная программа не соответствует требованиям, указанным в разделе 3 настоящего Положения) с рекомендацией на повторное представление в Совет.
4.8. Министерство образования и науки Пермского края на основании рекомендаций Совета издает приказ о присвоении образовательной программе статуса "Авторская образовательная программа".
4.9. Программа, получившая статус "Авторская образовательная программа", разрешается к использованию всеми образовательными организациями, расположенными на территории Пермского края, и может быть рекомендована к публикации.
4.10. Автор образовательной программы, получившей статус "Авторская образовательная программа", получает право на ведение семинаров, мастер-классов на базе образовательных организаций Пермского края.
Приложение
к Положению
об авторской образовательной
программе
Министру образования и науки
Пермского края
заявка
Прошу рассмотреть вопрос о присвоении статуса авторской образовательной
программы _________________________________________________________________
(содержательно-тематическая направленность образовательной
программы)
___________________________________________________________________________
(наименование образовательной программы)
Перечень предоставляемых материалов:
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
/.../
Автор (коллектив авторов) _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20___ г.
------------------------------------------------------------------