Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 03.12.2014 N 11 "Об эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, мерах по снижению количества суицидов и суицидальных попыток"
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. № 11
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА
СУИЦИДОВ И СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК
Заслушав и обсудив информацию Луниной Ксении Сергеевны, заместителя руководителя отдела процессуального контроля Следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю, Потешкина Николая Михайловича, главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская краевая клиническая психиатрическая больница", Сидоровой Ларисы Сергеевны, заместителя министра образования и науки Пермского края, Большакова Сергея Валерьевича, заместителя министра социального развития Пермского края, Костылева Владимира Дмитриевича, заместителя главы администрации Лысьвенского городского округа, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края отмечает следующее:
По материалам съезда детских психиатров России в 2013 году в России частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет отмечаются суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. 10% суицидальных действий имеют цель покончить с собой, и в 90% суицидальное поведение подростка - это стремление привлечь к себе внимание.
По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно в стране погибает около 2800 молодых людей в возрасте до 19 лет. Количество детей и подростков, покончивших жизнь самоубийством, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних.
Таблица 1
Частота суицидов среди детей и подростков по федеральным
округам Российской Федерации в 2013 году (на 100000 лиц
каждой возрастной группы)
Федеральные округа
Дети (до 14 лет)
Подростки (с 15 до 17 лет)
Центральный
1,5
9,1
Уральский
4,3
24,9
Приволжский
4,8
23,3
в т.ч. Пермский край
0,9
30,9
Российская Федерация
3,5
19,8
За 11 месяцев 2014 года на территории Пермского края зарегистрировано 25 суицидов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество суицидов несовершеннолетних возросло на 4,2% (с 24 до 25). Рост количества суицидов несовершеннолетних зарегистрирован в 14 муниципальных образованиях Пермского края: Лысьвенском городском округе (с 1 до 3), Краснокамском (с 0 до 2), Карагайском (с 0 до 2) муниципальных районах, Кудымкарском (с 1 до 2), Уинском (с 0 до 1), Нытвенском, Очерском, Гремячинском, Осинском, Сивинском муниципальных районах, городе Кудымкаре, Дзержинском, Свердловском и Ленинском районах города Перми (с 0 до 1).
Проведенный анализ показывает, что наибольшее число суицидов совершается в кровных семьях: из 25 несовершеннолетних 20 воспитывались в кровных семьях, 4 проживали в замещающих семьях, 1 находился в государственном учреждении.
16 детей обучались в общеобразовательных учреждениях, 4 обучались в профессиональных образовательных организациях, 3 трудоустроены, 2 не учились и не работали.
Анализ возрастного состава несовершеннолетних, совершивших суицид, показал, что большая часть приходится на возраст 15-17 лет (21 человек), в возрасте от 12 до 14 лет - 4 подростка.
Большая часть суицидов совершается лицами мужского пола - 18 человек, лицами женского пола - 7 человек.
Основной причиной явилась острая эмоциональная реакция на стрессы (в основном произошедшие конфликты с родными или представителями противоположного пола, а также психологическая травма в связи со смертью близких людей либо их тяжелой болезнью), свидетельствующая о низкой эмоциональной устойчивости подростков.
Так, по причине конфликтов с представителями противоположного пола, непонимания, неразделенной любви покончили жизнь самоубийством 4 несовершеннолетних, по причине конфликтов с родителями, близкими и родственниками - 6 несовершеннолетних, по причине смерти или болезни близкого человека - 4 несовершеннолетних, по причинам переживания из-за лишения родителей прав, компьютерной зависимости, переживания неудач по учебе - по одному факту, в 8 случаях совершения суицидов несовершеннолетними причины остались неизвестными.
Шестеро несовершеннолетних находились в социально опасном положении (АППГ - 2), из них 3 на момент совершения суицида не учились (2 работали неофициально, 1 не приступил к занятиям). Трое состояли на учете у врача-нарколога за употребление спиртных напитков, токсических веществ и употребление курительных смесей, 5 были осуждены (3 - условно, 2 - к обязательным работам), 1 состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел за кражу и бродяжничество.
Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому случаю совершенного суицида проводится анализ причин совершения суицида, информация о проведенном анализе направляется в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - краевая комиссия), принимаются постановления о мерах по предупреждению суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. По результатам проведенного анализа вносятся представления в органы и учреждения системы профилактики, допустившие нарушение законодательства, а также порядков взаимодействия, утвержденных постановлениями краевой комиссии при проведении профилактической работы с несовершеннолетним.
Так, по факту суицида несовершеннолетнего Ж. муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского района города Перми в адрес органа управлением образования вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих нарушению прав несовершеннолетних, по организации работы в соответствии с законодательством и утвержденными порядками взаимодействия.
В ряде территорий выявлены нарушения при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Так, по результатам анализа личного дела несовершеннолетнего Н., совершившего суицид 15 ноября 2014 года в Лысьвенском городском округе, выявлены следующие недостатки.
Несовершеннолетний поставлен на учет как находящийся в социально опасном положении 29 апреля 2014 г. Основанием постановки на учет явилось совершение преступления.
В нарушение пункта 4.9 Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР) семьи несовершеннолетнего Н. разработана и утверждена с нарушением сроков. ИПР утверждена Постановлением комиссии от 12 августа 2014 г., то есть по истечении 105 дней с момента постановки несовершеннолетнего на учет.
При разработке ИПР не учтена необходимость организации дополнительной занятости несовершеннолетнего, а также участия в реабилитационной работе специалистов органов опеки и попечительства, так как подросток проживал с опекуном.
В личном деле отсутствует информация субъектов профилактики (кроме территориального управления Министерства социального развития Пермского края) о проведенных мероприятиях и результатах работы, соответственно, нет заключений специалиста по координации ИПР о динамике семейной ситуации с выводами и рекомендациями.
Важно отметить, что каждый факт суицида и суицидальной попытки расследуется следственными отделами. По данным Следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю, в 5 случаях в следственных подразделениях возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Основной целью расследования является необходимость проверки следственным путем обстоятельств, предшествующих смерти несовершеннолетнего, проведение посмертной комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Анализируя выявленные в ходе процессуальных проверок обстоятельства, предшествовавшие суициду ребенка, установлено, что в 8 случаях (32%) ребенок перед смертью уже совершал ранее попытку суицида либо говорил об этом родителям, друзьям. Однако чаще всего родственники и близкие несовершеннолетних данному факту не придавали серьезного значения, за квалифицированной психологической помощью не обращались. Нередко родители не имеют информации о том, куда можно обратиться за психологической помощью. В отсутствие надлежащего сопровождения ими в дальнейшем были совершены оконченные суициды.
При проведении процессуальных проверок по фактам совершения несовершеннолетними суицидов следователями устанавливается, что причиной этого зачастую становится эмоциональная реакция на незначительные проблемы и неумение их разрешить в силу возрастной незрелости (ссоры со сверстниками и родителями, сложности в учебе, неразделенная любовь).
Однако в 20% случаях причины суицидов детей остались неустановленными. Сложность установления обстоятельств, ставших причиной совершения несовершеннолетними суицида, обусловлена тем, что до происшедшего подростки редко делятся о своем намерении с кем-либо. Из объяснений родственников и знакомых погибших чаще всего следует, что происшедшее является для них неожиданностью.
Одной из мер профилактики суицидов является своевременное реагирование на суицидальные попытки несовершеннолетних как по оказанию необходимой помощи, так и по проведению следственных действий. Проблемным моментом является тот факт, что следственные отделы не всегда информированы о суицидальных попытках, устанавливают данные факты уже в результате совершенных суицидов, что свидетельствует об отсутствии механизма взаимоинформирования.
По данным Министерства здравоохранения Пермского края, за 10 месяцев 2014 года зарегистрировано 66 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, из них 20 у детей в возрасте до 14 лет, 46 - в возрасте от 15 до 17 лет. Следует отметить, что статистика по суицидальным попыткам неточная, цифры в различных ведомствах различаются, так как нет единого механизма регистрации суицидальных попыток, а следовательно, и отслеживания психологической, психотерапевтической реабилитации несовершеннолетних, оказания им и их семьям комплексной помощи.
О большем количестве несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, говорит статистика по результатам анализа обращений в службу детского телефона доверия. Ежеквартально ведется учет количества обращений по проблеме суицида. За 9 месяцев 2014 года количество обращений по проблеме суицидального поведения поступило практически в 3 раза больше обращений, чем за аналогичный период прошлого года (таблица 2). С другой стороны, увеличение количества обращений может говорить о том, что несовершеннолетние стали чаще обращаться за помощью к специалистам, чему способствует доступность и анонимность консультаций, профессионализм консультантов.
Таблица 2
Данные количества обращений по проблеме суицида
№ п/п
Сведения о количестве обращений, поступивших на телефон доверия по проблеме суицида
Поступило обращений всего
Поступило обращений от детей и подростков
Поступило обращений от родителей подростков (лиц, их заменяющих)
Поступило обращений от иных граждан
9 мес. 2013
9 мес. 2014
9 мес. 2013
9 мес. 2014
9 мес. 2013
9 мес. 2014
9 мес. 2013
9 мес. 2014
1
ВСЕГО, в том числе:
100
282
88
246
8
0
4
36
1.1
Суицидальные мысли
67
177
60
158
4
0
3
19
1.2
Суицидальные намерения
14
48
11
41
2
0
1
7
1.3
Принятое решение
2
6
2
5
0
0
0
1
1.4
Текущий суицид
0
7
0
6
0
0
0
1
1.5
Состояние после суицидальной попытки
13
30
11
24
2
0
0
6
1.6
Самоповреждения
4
14
4
12
0
0
0
2
1.7
Другие вопросы по теме
0
0
0
0
0
0
0
0
И в прошлом году, и в текущем году наблюдается возрастание обращений по поводу суицидальной активности с началом учебного года.
Причинами, по которым несовершеннолетние высказывают суицидальные мысли и намерения, эксперты называют: конфликты в школе; конфликты с родителями, в том числе из-за невозможности соответствовать требованиям, которые они к ним предъявляют; буллинг со стороны одноклассников; насилие в семье; разрыв значимых для подростка социальных связей (расставания с любимым человеком).
В целях профилактики суицидального поведения среди подростков в Пермском крае проводятся следующие мероприятия.
Сформирована трехуровневая система, включающая сеть социально-психологической помощи в районах области, районные детские психиатрические кабинеты, консультативная краевая служба в краевом психиатрическом диспансере.
Выявление детей с нарушениями психического состояния, депрессивными мыслями и суицидальными нарушениями поведения организуется в первичной педиатрической сети, службах образования и социальной защиты.
Задача второго участкового психиатрического этапа - синдромальная и нозологическая квалификация психического расстройства, лечение и реабилитация. Данная работа осуществляется районными психиатрами. Следует отметить, что в Пермском крае отмечается полная укомплектованность штатного числа детских психиатров - 32 врача, из них 27 - в поликлинической службе, 3 врача - в психиатрическом стационаре и 2 подростковых врача-психиатра. 17 районов Пермского края имеют в своем штате детских психиатров, в остальных территориях (Чердынский, Александровский, Соликамский, Усольский, Гремячинский, Горнозаводский, Березовский, Кишертский, Кунгурский, Ординский, Суксунский, Еловский, Уинский, Октябрьский, Чернушинский, Куединский, Бардымский, Частинский, Большесосновский, Очерский, Оханский, Нытвенский, Сивинский, Ильинский, Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский, Юсьвинский муниципальные районы, город Кудымкар) помощь оказывают взрослые психиатры, которые в 2013 году прошли курс обучения по детской психиатрии. 72,2% детей получают лечение и наблюдение у высококвалифицированных детских психиатров. 34% подростков края получают помощь от подростковых психиатров.
Третий этап консультативной помощи представлен ведущими специалистами краевого психиатрического диспансера - психиатрами.
С 2008 года в городе Перми на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская детская клиническая больница № 9 им. Пичугина П.И." организован консультативно-диагностический центр для несовершеннолетних с кабинетом социально-психологической помощи и десятью кризисными койками. Оказание помощи детям при кризисных состояниях осуществляется детскими врачами-психиатрами и подростковыми психиатрами. В остальных территориях специализированная медицинская помощь детям и подросткам при кризисных ситуациях возложена на взрослую психиатрическую службу.
С целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях Пермского края реализуются планы работы по профилактике детского и подросткового суицида (самостоятельно либо как часть плана по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних). Планы предусматривают мероприятия по формированию у подростков нравственных ценностей, по пропаганде среди подростков и родителей нравственных устоев семьи, общества, здорового образа жизни, а также мероприятия, направленные на формирование адекватной реакции на асоциальные явления в семье и обществе. Основная работа с детьми группы риска ведется в образовательных организациях социальными педагогами, психологами, классными руководителями. Ими же ведется работа по выявлению суицидального поведения.
В образовательных организациях созданы школьные службы примирения (службы медиации), с их помощью дети получают навыки конструктивного общения, выхода из конфликтной ситуации. По итогам 9 месяцев 2014 года в Пермском крае функционирует 558 школьных служб примирения, которые включают 3057 человек, из них 70% обучающиеся.
Нужно отметить, что на территории Пермского края осуществляют свою деятельность девять муниципальных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в городах Березники, Лысьва, Кунгур, Пермь, Краснокамском, Горнозаводском, Верещагинском, Чусовском, Чайковском муниципальных районах). При необходимости к работе с такими семьями привлекаются муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В образовательных организациях Пермского края ведется системная работа по постоянному информированию детей и родителей о службах и организациях, в которые несовершеннолетние могут обратиться в трудной жизненной ситуации, о работе детского телефона доверия.
В Пермском крае в рамках реализации подпрограммы "Профилактика правонарушений в Пермском крае" государственной программы "Обеспечение общественной безопасности Пермского края" организовано проведение семинаров для педагогических работников (психологов, социальных педагогов) образовательных организаций Пермского края на тему "Формирование здорового образа жизни", курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций Пермского края по технологиям работы с детьми, семьями с целью увеличения количества специалистов, владеющих технологиями профилактики негативных проявлений подросткового поведения - алкоголизма, наркомании, токсикомании, социально обусловленных заболеваний. В технические задания на оказание услуг по проведению обучающих мероприятий для педагогических работников по образовательным программам на тему "Формирование здорового образа жизни" включены тематические курсы по повышению компетентности в области суицидологии, в том числе диагностике предсуицидального поведения и организации профилактической работы.
Министерством образования и науки Пермского края в 2014 году организованы три семинара и курсы повышения квалификации. Отдельные мероприятия по профилактике насилия над детьми и подростками включены в государственную программу "Семья и дети Пермского края", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п: предусмотрены мероприятия по профилактике школьного насилия, направленные на снижение количества детских и подростковых суицидов, конфликтов в школьной среде.
28 июня 2014 года между Министерством образования и науки Пермского края и автономной некоммерческой организацией "Региональный центр практической психологии и социальной работы "Вектор" (далее - АНО "Вектор") заключен государственный контракт на оказание услуги по профилактике школьного насилия в общеобразовательных организациях Пермского края. Планируется внедрить модели профилактики школьного насилия в общеобразовательных организациях в 4 муниципальных образованиях Пермского края, разработать образовательные модули по профилактике школьного насилия для педагогов, родителей и учащихся; провести обучающие семинары для педагогов и специалистов общеобразовательных организаций.
В октябре 2014 года некоммерческим учреждением "Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности" проведены курсы повышения квалификации по теме "Профилактика суицидальных попыток среди несовершеннолетних". Обучение прошли 60 специалистов образовательных учреждений (психологи, социальные педагоги, классные руководители) и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Пермскому краю.
Тем не менее растущие показатели числа суицидов несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к решению проблемы. При анализе проводимой работы, направленной на профилактику суицидального поведения, выявлены такие проблемы, как отсутствие системы раннего выявления несовершеннолетних, имеющих риск суицидального поведения, отсутствие у врачей, педагогов, школьных психологов знаний и методик по доступному способу выявления суицидальных тенденций у детей. Отсутствие четко налаженного механизма взаимодействия заинтересованных ведомств не обеспечивает надлежащего сопровождения подростков, совершивших суицидальные попытки, а также установления максимального объема сведений, позволяющих достаточно установить причины, побудившие подростков совершить суицид.
Необходимо отметить, что согласно докладу "Предотвращение самоубийств: глобальный императив", изданному Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ), страны - участники ВОЗ должны рассматривать предупреждение самоубийств как один из важнейших вопросов повестки дня вне зависимости от ситуации в стране с уровнем самоубийств и их профилактикой, уделять внимание разработке комплексных планов по предотвращению суицидов, совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия, раннего выявления, а также своевременного оказания помощи людям, совершившим суицидальную попытку, и окружению тех, кто совершил суицид.
Исходя из вышеизложенного, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края постановляет:
1. Информацию Луниной Ксении Сергеевны, заместителя руководителя отдела процессуального контроля Следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю, Потешкина Николая Михайловича, главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская краевая клиническая психиатрическая больница", Сидоровой Ларисы Сергеевны, заместителя министра образования и науки Пермского края, Большакова Сергея Валерьевича, заместителя министра социального развития Пермского края, Костылева Владимира Дмитриевича, заместителя главы администрации Лысьвенского городского округа, председателя муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принять к сведению.
2. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов среди несовершеннолетних (приложение 1 к Постановлению).
3. Утвердить Комплексный план по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних в Пермском крае на 2015 год (приложение 2 к Постановлению).
4. Министерству образования и науки Пермского края (Р.А.Кассиной), Министерству здравоохранения Пермского края (А.В.Крутень), Министерству социального развития Пермского края (Т.Ю.Абдуллиной):
4.1. Организовать обучение специалистов образовательных, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания населения методикам выявления несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии, имеющих риск суицидального поведения, с целью своевременной организации комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Срок - 1 мая 2015 г.
4.2. Направить в краевую комиссию по делам несовершеннолетних список краевых учреждений и организаций в разрезе территорий края, обеспечивающих оказание помощи несовершеннолетним, родителям (законным представителям) в кризисной ситуации, в том числе после совершения подростком суицидальной попытки (с указанием контактов, видов помощи).
Срок - 1 февраля 2015 г.
4.3. Разработать методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания населения по выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, и проведению с ними профилактической работы.
Срок - 1 июня 2015 г.
4.4. Обеспечить контроль за выполнением подведомственными организациями и учреждениями Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов среди несовершеннолетних.
Срок - постоянно.
5. Министерству образования и науки Пермского края (Р.А.Кассиной):
5.1. Сорганизовать проведение диагностических мероприятий в образовательных организациях с целью выявления групп суицидального риска и дальнейшего сопровождения данных несовершеннолетних.
Срок - 1 февраля 2015 г.
5.2. Обеспечить информирование учащихся образовательных организаций, родителей (законных представителей) об источниках получения профессиональной помощи в кризисных ситуациях.
Срок - 1 февраля 2015 г.
5.2. Проработать вопрос применения в работе специалистов экспресс-методики по диагностированию возможных рисков суицидального поведения с целью дальнейшего внедрения в деятельность образовательных организаций.
Срок - 1 июня 2015 г.
6. Главному управлению МВД России по Пермскому краю (К.В.Срогому):
Обеспечить контроль за выполнением территориальными органами внутренних дел Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов среди несовершеннолетних.
Срок - постоянно.
7. Министерству здравоохранения Пермского края (А.В.Крутень):
Изучить опыт Республики Бурятия по снижению суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. По результатам направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края.
Срок - 1 апреля 2015 года.
8. Органам местного самоуправления Лысьвенского городского округа, Краснокамского, Карагайского, Кудымкарского, Уинского, Нытвенского, Очерского, Гремячинского, Осинского, Сивинского муниципальных районов, города Кудымкара, Дзержинского, Ленинского, Свердловского районов города Перми:
Провести анализ причин роста суицидов и суицидальных попыток. Разработать систему мер, направленную на снижение их количества, предупреждение гибели детей в результате совершения суицидов.
Срок - 15 февраля 2015 года.
9. Департаменту социальной политики аппарата Правительства Пермского края (Е.В.Сеземиной):
9.1. Организовать экспертный выезд в территорию Лысьвенского городского округа с целью анализа эффективности организации работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Информацию о результатах выезда и предложениях по дальнейшим мерам направить главе администрации Лысьвенского городского округа.
Срок - 1 марта 2015 года.
9.2. Создать рабочую группу по профилактике суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Пермском крае.
Срок - 1 февраля 2015 года.
9.3. Не реже одного раза в квартал обеспечивать анализ и обсуждение на заседаниях рабочей группы динамики суицидов несовершеннолетних, результатов реализации мероприятий, включенных в Комплексный план по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних в Пермском крае на 2015 год.
Срок - 31 декабря 2015 года.
9.4. Организовать разработку рабочей группой по профилактике суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних буклетов для родителей, педагогов, несовершеннолетних по вопросу профилактики суицидального поведения, а также по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
Срок - 1 марта 2015 года.
10. Муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав:
10.1. Обеспечить исполнение Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов среди несовершеннолетних в полном объеме.
Срок - постоянно.
10.2. Организовать работу на территории муниципального образования в части профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов среди несовершеннолетних.
Срок - постоянно.
11. Информацию об исполнении настоящего Постановления направить в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав до 1 мая 2015 года.
Председательствующий
П.В.МИКОВ
Приложение 1
к Постановлению
КДНиЗП Пермского края
от 03.12.2014 № 11
ПОРЯДОК
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК И СУИЦИДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
I. Цель и задачи реализации Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1.1. Целью принятия Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних является улучшение положения детей в Пермском крае, создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья за счет раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказания им и их родителям своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.
1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1.2.1. Организовать раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказание им и их родителям своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.
1.2.2. Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с детьми, совершившими суицидальные попытки, а также их семьями.
1.2.3. Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с окружением детей, совершивших суицид.
1.2.4. Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов субъектов системы профилактики по выявлению суицидальных попыток и суицидов и организации дальнейшей реабилитационной работы.
II. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
2.1. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.
2.1.1. Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации (далее - образовательные организации) ежегодно в сентябре и феврале с письменного согласия родителей (законных представителей) проводят психологическую диагностику учащихся, определяя факторы риска суицидального поведения в соответствии с приложением № 1 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних, выявляя несовершеннолетних, нуждающихся в помощи специалистов (обязательно - для учащихся с 7 по 11 классы общеобразовательных организаций; 1 курса профессиональных образовательных организаций). Психолог готовит заключение, в котором указывает выявленные факторы риска у несовершеннолетних и рекомендации классному руководителю, педагогам по организации дальнейшей работы с ними и классом в целом, а также готовит рекомендации родителям (законным представителям) по выстраиванию взаимодействия с детьми.
2.1.2. Классный руководитель/мастер группы на основе результатов диагностики, заключения психолога, наблюдения и бесед с учащимися, родителями заполняет информационную карту класса/группы в соответствии с приложением № 2 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.
2.1.3. Образовательные организации на консилиуме специалистов либо совете профилактики с целью оказания своевременной комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи разрабатывают индивидуальную программу сопровождения несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения, по форме приложения № 3 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних. Планируют мероприятия по оказанию психологической помощи, проведение коррекционно-развивающих занятий (в том числе по развитию эмоционально-волевой сферы, стрессоустойчивости, адекватной самооценки, коммуникативных навыков и др.) как индивидуальных, так и групповых, занятость несовершеннолетних, мероприятия по формированию поддерживающего окружения несовершеннолетнего, работу с родителями. Индивидуальный план сопровождения (далее - ИПС) включает в себя также мероприятия, разработанные на основе рекомендаций психолога.
2.1.4. Для планирования мероприятий ИПС в случае необходимости образовательные организации привлекают также специалистов других субъектов профилактики: специалистов здравоохранения, психолога центра психолого-медико-социального сопровождения, психотерапевта, специалиста учреждения социальной защиты населения, некоммерческих организаций и др. Копия ИПС направляется в те субъекты профилактики, которые принимали участие в разработке программы. К планированию мероприятий привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетнего, что позволяет образовательной организации, субъектам профилактики и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивает преемственность и распределение ответственности. За реализацию мероприятий ИПС отвечают исполнители мероприятий.
2.1.5. Контроль реализации мероприятий ИПС осуществляет куратор ИПС, назначаемый образовательной организацией. Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются исходя из степени сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем. Реализацию мероприятий ИПС в соответствии с ИПС осуществляют также специалисты других субъектов профилактики: специалисты здравоохранения, психолог центра психолого-медико-социального сопровождения, психотерапевт, специалисты социальной защиты населения, некоммерческих организаций и др.
2.1.6. В случае если несовершеннолетний состоит на учете группы риска или социально опасного положения, разрабатываются дополнения к индивидуальным программам коррекции (реабилитации).
2.1.7. По результатам профилактической работы на консилиуме специалистов или совете профилактики принимается решение о завершении индивидуального сопровождения несовершеннолетнего с учетом мнения специалистов других учреждений, служб, привлеченных к реализации ИПС, а также родителей (законных представителей).
2.1.8. После завершения реализации программы сопровождения за несовершеннолетним (его поведением, эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/мастер группы, поддерживая взаимодействие с родителями подростка, при необходимости подключая психолога.
2.1.9. Образовательные организации ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых выявлены факторы риска суицидального поведения и реализуются индивидуальные программы сопровождения. До 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в органы, осуществляющие управление в сфере образования, мониторинг по форме приложения № 4 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.
2.1.10. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляют сводный по территории мониторинг в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.1.11. Муниципальные КДНиЗП ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляют сводный мониторинг в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.2. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попытку.
2.2.1. Медицинские организации выявляют несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, незамедлительно сообщают информацию в дежурную часть отдела полиции, в течение суток - в муниципальную КДНиЗП. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные организации выявляют несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, незамедлительно вызывают скорую медицинскую помощь, сообщают информацию в отдел полиции, в течение суток - в муниципальную КДНиЗП.
2.2.2. Медицинская организация оказывает необходимую медицинскую помощь несовершеннолетнему, через родителей (законных представителей) выдает направление на консультации психотерапевта и обследование психиатра.
2.2.3. КДНиЗП организует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей:
2.2.3.1. В течение 7 дней организует рассмотрение случая на заседании, на котором проводит анализ причин и условий, способствовавших совершению суицидальной попытки, проведенной профилактической работы, особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, поведения, семейной ситуации. Выясняет факт оказания медицинской, психотерапевтической помощи, психологической помощи. В случае неявки родителей (законных представителей) с ребенком к психологу, психотерапевту, психиатру КДНиЗП выясняет причины, обсуждает варианты с направлением психолога по месту жительства для оказания помощи. С целью наиболее полного анализа причин и определения эффективных форм помощи несовершеннолетнему КДНиЗП приглашает на заседание родителей (законных представителей) несовершеннолетнего. Проводит разъяснительную работу о необходимости выполнения рекомендаций специалистов и активных действий самих родителей (законных представителей), согласованных со специалистами. Родителям рекомендуется обратиться к психиатру для проведения обследования ребенка и назначения соответствующего лечения.
2.2.3.2. КДНиЗП готовит постановление об организации профилактической работы с несовершеннолетним и семьей по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приложение № 6 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних). Вручает постановление под подпись родителям (законным представителям) либо направляет по почте в течение 3 дней. В течение 3 дней направляет постановление руководителям субъектов системы профилактики, родителям (законным представителям).
2.2.3.3. В случае если несовершеннолетний состоит на учете группы риска или учете семей и детей, находящихся в социально опасном положении, КДНиЗП организует разработку дополнений к индивидуальным программам коррекции или реабилитации соответственно.
2.2.4. Образовательная организация, получив постановление КДНиЗП об организации профилактической работы с несовершеннолетним и семьей по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на консилиуме специалистов либо совете профилактики разрабатывает индивидуальную программу сопровождения несовершеннолетнего (ИПС), совершившего суицидальную попытку, с целью оказания своевременной комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи по форме приложения № 3 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.
2.2.5. При разработке программы учитываются индивидуальные особенности, анализируются причины, приведшие к совершению суицидальной попытки. Выявленные причины и факторы, способствовавшие совершению суицидальной попытки, обязательно обсуждаются с родителями (законными представителями), обсуждаются рекомендации психолога и куратора ИПС по выстраиванию взаимоотношений с ребенком, направленные на улучшение детско-родительских отношений, формирование поддерживающего окружения, комфортного эмоционального климата в семье, преодоление причин, вызывающих у несовершеннолетнего стресс, эмоциональный дискомфорт, нежелание жить.
2.2.6. Образовательная организация планирует мероприятия по оказанию психологической помощи, медицинской помощи, коррекционно-развивающие занятия (в том числе по развитию эмоционально-волевой сферы, стрессоустойчивости, адекватной самооценки, коммуникативных навыков и др.) как индивидуальные, так и групповые, занятость несовершеннолетнего, мероприятия по формированию поддерживающего окружения несовершеннолетнего, работу с родителями. Для планирования мероприятий ИПС привлекаются специалисты других субъектов профилактики: специалисты здравоохранения, психолог центра психолого-медико-социального сопровождения, психотерапевт, специалисты социальной защиты населения и др. Копия ИПС направляется в те субъекты профилактики, которые принимали участие в разработке программы. К планированию мероприятий привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетнего, что позволяет образовательной организации, специалистам субъектов профилактики и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивает преемственность и распределение ответственности. За реализацию мероприятий ИПС отвечают исполнители мероприятий.
2.2.7. Контроль реализации мероприятий ИПС осуществляет куратор ИПС, назначаемый образовательной организацией (в случае, если подросток нигде не обучается, КДНиЗП определяет в своем постановлении ответственное ведомство, учреждение; в случае, если семья состоит на учете как находящаяся в социально опасном положении, контроль реализации мероприятий, внесенных в дополнение к индивидуальной программе реабилитации, осуществляет специалист КДНиЗП по координации ИПР). Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются, исходя из степени сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем. Реализация мероприятий ИПС осуществляется специалистами образовательной организации, здравоохранения, психологом, другими специалистами согласно ИПС.
2.2.8. По результатам профилактической работы на консилиуме специалистов или совете профилактики принимается решение о завершении индивидуального сопровождения несовершеннолетнего с учетом мнения специалистов других учреждений, служб, привлеченных к реализации ИПС, родителей (законных представителей). Информация о проведенных мероприятиях, динамике и результатах направляется в КДНиЗП.
2.2.9. После завершения программы сопровождения за несовершеннолетним (его поведением, эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/мастер группы, поддерживая взаимодействие с родителями подростка, при необходимости подключая психолога.
2.2.10. В случае если ребенок сирота либо остался без попечения родителей, индивидуальный план сопровождения разрабатывает учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2.11. В случае если несовершеннолетний не является учащимся образовательной организации, индивидуальный план сопровождения составляет организация, которую определяет в своем постановлении КДНиЗП. Контроль реализации мероприятий ИПС осуществляет куратор ИПС, назначаемый данной организацией.
2.2.12. Обязательным мероприятием в программе является оказание психологической и психотерапевтической помощи несовершеннолетнему.
2.2.13. После выполнения всех запланированных профилактических мероприятий, завершения сопровождения несовершеннолетнего образовательная организация направляет информацию о результатах работы в КДНиЗП.
2.2.14. КДНиЗП ведет персональный учет несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, ежемесячно направляет данный мониторинг в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по форме приложения № 5 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних.
2.3. Организация профилактической работы с окружением несовершеннолетнего, совершившего суицид.
2.3.1. Медицинская организация, сотрудники полиции выявляют факт суицида несовершеннолетнего. Незамедлительно передают информацию в муниципальную КДНиЗП. Муниципальная КДНиЗП незамедлительно сообщает информацию в краевую КДНиЗП.
2.3.2. Сотрудники следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю выдают родителям (законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов, оказывающих психологическую помощь взрослым и детям (в случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние), социальную, юридическую и иную помощь.
2.3.3. Муниципальная КДНиЗП в 3-дневный срок организует рассмотрение происшествия на экстренном заседании с участием специалистов здравоохранения (в том числе психиатра), представителей образовательной организации, отдела полиции, специалистов-психологов, специализирующихся на оказании помощи в ситуации кризиса, психотерапевтов и др.
2.3.4. На заседании определяются необходимые меры по оказанию психологической помощи членам семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям), выясняется необходимость оказания социальной, материальной и иной помощи, по согласованию с полицией, органами следствия в кратчайшие сроки организуется выход психолога, психотерапевта в образовательную организацию с целью оказания психологической помощи несовершеннолетним (одноклассникам), рекомендаций классному руководителю, психологу образовательной организации по проведению дальнейшей работы в классе.
2.3.5. В случае если в семье воспитываются несовершеннолетние дети, КДНиЗП организует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей: направляет информацию в образовательную организацию для разработки индивидуального плана сопровождения несовершеннолетних и семьи.
2.3.6. На заседании КДНиЗП анализируется также проведенная работа субъектов профилактики, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств. Принимаются меры в соответствии с законодательством. КДНиЗП направляет информацию о результатах рассмотрения, анализа и принятых мерах, а также мониторинг учета фактов суицидов несовершеннолетних (по форме приложения № 7 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних) в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 7 дней.
Приложение № 1
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних
№ п/п
Фактор риска суицидального поведения
Способы выявления. Рекомендуемые методики диагностики
Код (для внесения в информационную карту класса/группы)
1
Повышенная тревожность, состояние депрессии
Методика определения уровня депрессии В.А.Жмурова. Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А.Немчинова. Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса. Проективные методики. Цветовой тест Люшера
1
2
Стресс, связанный с потерей близкого человека (смерть родителей/одного из родителей, брата/сестры, бабушки/дедушки, друга/подруги)
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками
2
3
Стресс, связанный с предстоящими экзаменами либо вызванный реакцией на отметки выполненных контрольных работ, предэкзаменационных тестов
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками. Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса
3
4
Суицид кого-либо из близких людей (в семье либо ближайшем окружении)
Беседа с учащимся, родителями, родственниками
4
5
Дезадаптация
Наблюдение.
Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда
5
6
Жестокое обращение с несовершеннолетним, проявляющееся либо в физическом воздействии, либо в психологическом
Наблюдение, беседа с учащимся. Проективные методики
6
7
Резкое несоответствие ожиданий несовершеннолетнего или его представлений о себе с его возможностями и/или реальными качествами, достижениями. Неадекватная самооценка
Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейна по изучению особенностей самооценки подростков (С.Я.Рубинштейн, 1970)
7
8
Издевательства, насмешки, вымогательство, травля со стороны одноклассников или других школьников
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями
8
9
Суицидальные мысли, суицидальные высказывания
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями.
Опросник суицидального риска, модификация Т.Н.Разуваевой. Выявление суицидального риска у детей (А.А.Кучер, В.П.Костюкевич)
9
10
Нарушенные детско-родительские отношения, отсутствие взаимопонимания, поддержки со стороны родителей (законных представителей). Несоответствие ожиданиям родителей и переживания по этому поводу
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса (АСВ);
проективная методика Р.Жиля. Проективные методики (например, рисуночные тесты)
10
11
Отсутствие позитивного видения своего будущего, нереалистичное представление жизненных целей или задач по достижению целей
Тест смысложизненных ориентаций (адаптированная версия теста "Цель в жизни" (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика).
Проективные методики (например, методика неоконченных предложений, рисуночные тесты)
11
12
Переживания по поводу своего внешнего вида, физических недостатков. Комплекс неполноценности
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан
12
13
Неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, конструктивно решать конфликтные ситуации. Переживания по поводу нескладывающихся отношений с представителями противоположного пола
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями.
Опросник А.Басса - А.Дарки (в интерпретации Цукерман Г.А.)
13
14
Катастрофическое мышление. Острая эмоциональная реакция на возникающие трудности. Импульсивность. Повышенная возбудимость нервной системы
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями.
Проективные методики (например, методика неоконченных предложений)
14
Приложение № 2
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Информационная карта класса/группы
№ п/п
ФИО учащегося
Статус семьи (полная/неполная; многодетная; малообеспеченная; опекунская)
Состоит на учете (группа риска; СОП, дата постановки)
Выявлены факторы риска (по коду) <*>.
Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием, поведением несовершеннолетнего (в том числе после завершения программы сопровождения)
Отметка о составлении программы сопровождения (дата)
Отметка о завершении программы сопровождения (дата)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
март
апрель
май
июнь
--------------------------------
<*> В случае, если в течение месяца ни один из факторов риска не выявлен (посредством наблюдения, бесед, диагностики), приписывать слово "нет".
Приложение № 3
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Форма индивидуальной программы сопровождения
несовершеннолетнего
Индивидуальная программа сопровождения несовершеннолетнего,
нуждающегося в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи
ФИО несовершеннолетнего ______________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Ф.И.О. родителей, лиц, ______________________________________________
их заменяющих ______________________________________________
Класс/группа ______________________________________________
Место жительства ______________________________________________
______________________________________________
Основания (факторы риска): ______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
________________________________________________
Проблемы несовершеннолетнего ______________________________________________
и семьи ______________________________________________
______________________________________________
Сроки работы с "__" _______ 20__ г. по "__" _______ 20__ г.
Куратор ИПС (ФИО) ______________________________________________
Программа мероприятий
1
2
3
4
5
N
Мероприятия, форма проведения
Ожидаемый результат
Ответственный за реализацию мероприятия
Срок реализации мероприятия
Результат реализации мероприятия
Проблема: _______________________________
Задачи: 1, 2, 3... ___________________________
Ресурсы: _________________________________
1
2
3
Проблема: _______________________________
Задачи: 1,2,3... ____________________________
Ресурсы: _________________________________
4
Должность куратора ИПС ________________/_______________
(ФИО) (подпись)
Печать или
штамп
Родители (законные представители) ________________/_______________
(ФИО) (подпись)
Руководитель образовательной организации ________________/_______________
(ФИО) (подпись)
Приложение № 4
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Форма
Мониторинг учета несовершеннолетних, в отношении которых
выявлены факторы суицидального риска,
__________________ муниципального района (городского округа)
Наименование образовательной организации
Количество учащихся 7-11 классов, чел.
Из них охвачены психологической диагностикой по выявлению факторов риска, чел.
Выявлено несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения, чел.
Из них по основаниям (кода)
Составлены ИПС в отношении несовершеннолетних, чел.
Завершена реализация ИПС в отношении несовершеннолетних, чел.
Совершили суицидальную попытку, чел.
Из них после завершения ИПС, чел.
Приложение № 5
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Форма
Мониторинг учета несовершеннолетних, совершивших
суицидальную попытку
__________________ муниципального района (городского округа)
ФИО н/летнего
Дата рождения
Дата поступления информации в КНД. Ведомство, передавшее информацию
Дата совершения суицидальной попытки
Описание происшествия
Анализ причин
Факт совершения ранее суицидальных попыток
Дата разработки ИПС
Куратор ИПС
Дальнейшая профилактическая работа
Результат. Дата завершения реализации программы сопровождения
Факт повторной суицидальной попытки
Консультации психолога для н/летнего (кол-во консультаций)
Консультации психолога для родителей (кол-во консультаций)
Консультации психотерапевта (кол-во консультаций)
Медицинская помощь
Приложение № 6
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Бланк
постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав (об организации профилактической работы
с несовершеннолетним и семьей по оказанию комплексной
психолого-педагогической и медико-социальной помощи)
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № _____
об организации профилактической работы с несовершеннолетним
и семьей и оказании комплексной психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
"__" ____________ 201__ г. Место проведения заседания
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
_____________________________________ (далее - КДНиЗП) в составе:
Председательствующий: ФИО
Ответственный секретарь: ФИО
Члены КДН: ФИО присутствующих членов КДНиЗП
Прокурор: ФИО
(указать учреждение)
Изучив документы, представленные ____________________ для рассмотрения
КДНиЗП и принятия решения об организации профилактической работы с
несовершеннолетним и семьей и оказании комплексной психолого-педагогической
ФИО несовершеннолетнего
и медико-социальной помощи: ________________________________, ______ г. р.,
проживающему по адресу ___________________________________________________.
ФИО матери (отца)
Состав семьи: _______________________.
УСТАНОВИЛА:
ФИО ребенка
____________________ нуждается в комплексной психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, так как _____________________ (описать ситуацию).
МОТИВИРОВАНИЕ ПРИНИМАЕМОГО РЕШЕНИЯ:
Имеются основания для проведения индивидуальной профилактической работы в
отношении семьи и несовершеннолетнего...
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Порядок
межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного
неблагополучия утвержден Постановлением Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14.07.2014, а не от
03.12.2014 и имеет номер 7, а не 11.
------------------------------------------------------------------
___________________________________________________________________________
Руководствуясь ФЗ РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999, Законом Пермской области
от 05.09.2005 № 2441-539, Порядком межведомственного взаимодействия по
профилактике по профилактике детского и семейного неблагополучия,
утвержденным Постановлением КДНиЗП Пермского края № 11 от 03.12.2014,
ПОСТАНОВИЛА:
1. Образовательной организации (указать наименование):
1.1. организовать профилактическую работу с несовершеннолетним,
оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи:
ФИО
Несовершеннолетний _______________________, __________ г. р., занятость
ФИО
Мать/отец: _______________________, __________ г. р., занятость
на следующих основаниях: __________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.2. разработать индивидуальную программу сопровождения
несовершеннолетнего до "__" ____________ 20 г.
2. Медицинской организации (наименование), Центру психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, субъектам системы профилактики (указать):
2.1. направить предложения по мероприятиям в индивидуальный план
сопровождения в образовательную организацию (наименование) в срок до
"___" _______________ 20___ г.;
2.2. обеспечить выполнение мероприятий, своевременное информирование о
результатах реализации мероприятий, подготовку рекомендаций для
образовательной организации и родителей (законных представителей).
3. Родителям (законным представителям) ФИО:
3.1. поддерживать связь с образовательной организацией, выполнять
рекомендации специалистов;
3.2. пройти индивидуальные консультации психолога (психотерапевта) и
обеспечить посещение консультаций ребенком.
Постановление принято _____ голосами.
Постановление может быть обжаловано ___________________________________
Настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий подпись ФИО
Ответственный секретарь подпись ФИО
Копию постановления № ___ от "__" _______ 201__ г.
получил подпись ФИО
Приложение № 7
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних
Форма
Мониторинг учета фактов суицидов несовершеннолетних
__________________ муниципального района (городского округа)
ФИО несовершеннолетнего
Дата рождения
Дата суицида
Категория учета (группа риска, СОП, норма)
Описание происшествия, обстоятельства
Суицидальный риск (ранее осуществлялось сопровождение по программе ИПС, дата, основания, результат)
Оказание помощи семье (законным представителям, братьям, сестрам)
Оказание помощи одноклассникам, несовершеннолетним в окружении погибшего подростка
Дата рассмотрения происшествия на экстренном заседании КДНиЗП
Выявленные причины и условия, способствовавшие суициду
Выявленные недостатки во взаимодействии, деятельности субъектов профилактики
Принятые меры по устранению причин и условий.
Меры к субъектам профилактики
Консультации психолога (кол-во консультаций)
Консультации психотерапевта (количество консультаций)
Иная помощь
Консультации психолога (кол-во консультаций)
Консультации психотерапевта (количество консультаций)
Иная помощь
Приложение 2
к Постановлению
КДНиЗП Пермского края
от 03.12.2014 № 11
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2015 ГОД
В Пермском крае за 11 месяцев 2014 года на территории Пермского края зарегистрировано 25 суицидов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество суицидов среди несовершеннолетних возросло на 4,2% (с 24 до 25).
Наибольшее число суицидов совершается в кровных семьях: из 25 несовершеннолетних 20 воспитывались в кровной семье, 4 несовершеннолетних - в замещающих семьях и 1 несовершеннолетний находился в государственном учреждении.
Большая часть несовершеннолетних, совершивших суицид, не состояли ни на учете группы риска, ни в социально опасном положении (16 человек), 3 подростка состояли на учете в группы риска, 6 несовершеннолетних находились в социально опасном положении.
Комплекс мероприятий, направленных на профилактику
суицидального поведения среди несовершеннолетних
Задача: снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Основные направления деятельности:
- воспитательная, развивающая работа с несовершеннолетними, формирование нравственных, духовных, культурных ценностей, уверенного поведения, успешности;
- коррекционная, реабилитационная работа с несовершеннолетними, совершившими суицидальные попытки;
- раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, проведение с ними профилактической работы;
- обучение, просвещение, консультирование родителей;
- повышение квалификации специалистов в сфере профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители
Сроки исполнения
Ожидаемый результат
1. Организация воспитательной, развивающей работы с несовершеннолетними, работы по формированию нравственных, духовных, культурных ценностей, уверенного поведения, успешности
1.1
Образовательные курсы для несовершеннолетних: "Формирование здорового образа жизни", "Профилактика социально значимых заболеваний", "Профилактика употребления психоактивных веществ"
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, прошедших обучение по образовательным курсам
1.2
Проект "Тетрадка дружбы" с целью поддержки социально значимых инициатив учащихся всех возрастов, поддержки совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов
Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, принявших участие в проекте
1.3
Тренинги "Сверстник сверстнику" с целью формирования нравственных, духовных, культурных ценностей у учащихся общеобразовательных организаций
Министерство социального развития Пермского края.
Некоммерческое учреждение "Пермский образовательный научно- исследовательский центр авитальной активности"
2015 год
Увеличение количества общеобразовательных организаций, принявших участие в тренингах
2. Организация коррекционной, реабилитационной работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальные попытки (оказание психологической, медицинской и других видов помощи)
2.1
Психологическое консультирование несовершеннолетних при общественных центрах в рамках реализации проекта "Семья - основа общества"
Некоммерческое учреждение "Пермский образовательный научно- исследовательский центр авитальной активности"
2-4 кварталы 2015 года
Увеличение количества несовершеннолетних, которым оказана психологическая помощь
2.2
Оказание психологической помощи несовершеннолетним, законным представителям в рамках работы службы детского телефона доверия
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества, несовершеннолетних, законных представителей, которым оказана психологическая помощь
2.3
Консультативно-диагностическая помощь несовершеннолетним в условиях специализированных медицинских учреждений края
Министерство здравоохранения Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, которым оказана консультативно-диагностическая помощь
2.4
Программа "Уроки духовно-нравственного воспитания" для несовершеннолетних и их законных представителей с целью выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, направленная на формирование духовно-нравственных и культурных ценностей у несовершеннолетних (по согласованию с Министерством образования и науки Пермского края)
Консультативный центр поддержки материнства и детства "Колыбель"
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних и законных представителей, принявших участие в программе
2.5
Психологическое обследование несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, воспитывающихся в разных категориях семей (замещающие семьи, семьи группы риска, семьи, находящиеся в социально опасном положении, учащиеся профессиональных образовательных организаций, проживающие в общежитиях)
Министерство социального развития Пермского края.
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, состоящих на учете группы риска, социально опасного положения, учащихся профессиональных образовательных организаций, проживающих в общежитиях, прошедших психологическое обследование
2.6
Индивидуальные и групповые психокоррекционные мероприятия с несовершеннолетними из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подвергающихся агрессивному преследованию со стороны сверстников
Министерство социального развития Пермского края
2015 год
Снижение числа несовершеннолетних из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергающихся агрессивному преследованию со стороны сверстников
3. Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, и проведению дельнейшей профилактической работы
3.1
Мероприятия по профилактике школьного насилия в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Снижение числа фактов школьного насилия в образовательных организациях
3.2
Специализированная информационно- просветительская кампания по профилактике суицидов и возможностям получения экстренной помощи в кризисном состоянии
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, законных представителей, специалистов, получивших информацию по профилактике суицидов
3.3
Приобретение современных психологических тестов для выявления кризисных состояний и суицидального поведения с компьютерной обработкой данных (единоразовая закупка 10 тестов для разных возрастных и целевых групп с компьютерной обработкой данных)
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних с кризисными состояниями и суицидальным поведением, выявленных с помощью психологических тестов
3.4
Психологическое обследование школьников в общеобразовательных организациях; учащихся профессиональных образовательных организаций, проживающих в общежитиях, с целью выявления склонности к суицидальному поведению
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества учащихся общеобразовательных организаций, учащихся профессиональных образовательных организаций, проживающих в общежитиях, прошедших психологическое обследование
3.5
Выявление и оказание специализированной помощи с супервизорским сопровождением несовершеннолетним в группах риска суицидального поведения в детских домах и социально-реабилитационных центрах
Министерство социального развития Пермского края
2015 год
Увеличение количества несовершеннолетних, находящихся в детских домах и социально- реабилитационных центрах, которым оказана специализированная помощь
4. Организация работы с родителями (обучение, просвещение, консультирование)
4.1
Конкурс "Отличники Детства" с целью активизации деятельности образовательных организаций по формированию у обучающихся и их родителей позиции ответственного и позитивного родительства
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества родителей, у которых сформирована позиция ответственного и позитивного родительства
4.2
Психологическое консультирование родителей при общественных центрах в рамках реализации проекта "Семья - основа общества"
Некоммерческое учреждение "Пермский образовательный научно- исследовательский центр авитальной активности"
2-4 кварталы 2015 года
Увеличение количества законных представителей, которым оказана психологическая помощь
4.3
Родительские собрания по отработке навыков распознавания ранних признаков суицидального поведения и оказания помощи
Министерство образования и науки Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества законных представителей, принявших участие в тематических родительских собраниях
4.4
Краткосрочное кризисное консультирование семей на базе краевого ресурсного центра по оказанию психологической помощи семьям, оказавшимся в кризисной ситуации
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества семей, которым оказана психологическая помощь
4.5
Просветительская работа среди законных представителей на родительских собраниях в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
Министерство здравоохранения Пермского края
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества законных представителей, владеющих основными знаниями по выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению
5. Повышение квалификации специалистов в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
5.1
Курсы повышения квалификации педагогов по образовательным программам по формированию здорового образа жизни с включением тематических курсов по суицидологии
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию
5.2
Оснащение специализированной методической литературой специалистов, участвующих в профилактике и коррекции кризисных состояний детей и подростков
Министерство образования и науки Пермского края.
Министерство социального развития Пермского края
2015 год
Увеличение количества специалистов, оснащенных методической литературой
5.3
Курсы повышения квалификации специалистов "Профилактика аддиктивного поведения подростков"
Некоммерческое учреждение "Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности"
2015 год
Увеличение количества специалистов, повысивших квалификацию
5.4
Семинарские занятия в муниципальных районах (городских округах) Пермского края для педагогов, психологов и социальных работников по работе с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению
Министерство здравоохранения Пермского края.
Министерство образования и науки Пермского края
2015 год
Увеличение количества специалистов, принявших участие в семинарских занятиях
5.5
Обучение консультантов службы детского телефона доверия технологиям выявления детей, склонных к суициду, и технологиям организации помощи
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества консультантов службы детского телефона доверия, обученных технологиям
5.6
Обучение и сопровождение психологов, оказывающих услугу "Краткосрочное кризисное консультирование семей"
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение количества психологов и педагогов, прошедших обучение
5.7
Повышение квалификации не менее 2 специалистов, участвующих в оказании помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением
Министерство здравоохранения Пермского края
2015 год
Увеличение количества специалистов, владеющих знаниями по оказанию помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением
5.8
Супервизия специалистов по работе со сложными случаями в работе с детьми, в том числе с высказывающими суицидальные намерения
Министерство социального развития Пермского края.
Автономная некоммерческая организация Региональный центр практической психологии и социальной работы "ВЕКТОР"
2015 год
Увеличение специалистов, прошедших супервизию
5.9
Разработка методического пособия по раннему выявлению суицидальности, диагностике индивидуальных личностных особенностей у несовершеннолетних и внедрению методов педагогического подхода к подросткам для педагогов, школьных психологов
Министерство здравоохранения Пермского края.
Министерство образования и науки Пермского края
2 квартал 2015 года
Увеличение количества педагогов и психологов, владеющих знаниями по раннему выявлению суицидальности несовершеннолетних и методами педагогического подхода к несовершеннолетним
------------------------------------------------------------------