По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 17.12.2014 N 161/03-2 "О примерном Регламенте территориальной избирательной комиссии Пермского края"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. № 161/03-2

О ПРИМЕРНОМ РЕГЛАМЕНТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В соответствии со статьями 20, 23, 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 11 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК "Об Избирательной комиссии Пермского края" комиссия постановляет:

1. Утвердить примерный Регламент территориальной избирательной комиссии Пермского края (прилагается).
2. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям Пермского края рассмотреть и утвердить на своих заседаниях Регламент территориальной избирательной комиссии.
3. Разместить настоящее Постановление на сайте Избирательной комиссии Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на секретаря Избирательной комиссии Пермского края А.Н.Смертина.

Председатель комиссии
И.С.ВАГИН

Секретарь комиссии
А.Н.СМЕРТИН





Утвержден
Постановлением
Избирательной комиссии
Пермского края
от 17.12.2014 № 161/03-2

ПРИМЕРНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

РЕГЛАМЕНТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
___________________________________________________________
ПЕРМСКОГО КРАЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы территориальной избирательной комиссии _____________________ Пермского края (далее - Комиссия, ТИК), организующей подготовку и проведение на территории __________________________ Пермского края выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Пермского края, осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий на подведомственной территории при проведении выборов федеральных органов государственной власти, губернатора Пермского края, депутатов Законодательного Собрания Пермского края, комиссий референдума, выборов в органы местного самоуправления в случае возложения полномочий избирательной комиссии соответствующего муниципального образования, а также контроль за соблюдением на соответствующей территории избирательных прав граждан при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума.

Статья 2. Территориальная избирательная комиссия является государственным органом Пермского края, осуществляющим свои полномочия в пределах административно-территориальной единицы Пермского края - _______________________________________.

Статья 3. Комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии - 5 (Пять) лет. Срок полномочий Комиссии и полномочия ее членов исчисляются со дня ее первого заседания. Полномочия территориальной избирательной комиссии и полномочия ее членов с правом решающего голоса прекращаются со дня первого заседания Комиссии в новом составе.
В случае если полномочия ТИК истекают в период избирательной кампании, кампании референдума, в которой(ых) она участвует, срок полномочий ТИК и ее членов продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Статья 4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, законами Пермского края, иными подзаконными нормативными актами Российской Федерации, Пермского края, Избирательной комиссии Пермского края.

Статья 5. Комиссия является коллегиальным органом, формируемым Избирательной комиссией Пермского края в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством, законодательством Пермского края.

Статья 6. На ТИК могут быть возложены полномочия комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии в установленном законом порядке.

Статья 7. Председатель Комиссии назначается на должность из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности постановлением Избирательной комиссии Пермского края.

Статья 8. Деятельность рабочих органов Комиссии, в том числе рабочих групп, осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом, а также Положением о соответствующем рабочем органе.

Статья 9. Деятельность Комиссии, а также заседания Комиссии и все избирательные действия осуществляются гласно и открыто, на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.
Информация о деятельности территориальной избирательной комиссии является открытой, за исключением информации конфиденциальной и отнесенной законом к категории ограниченного доступа.

Статья 10. На всех заседаниях Комиссии, а также при осуществлении избирательных действий вправе присутствовать лица, наделенные таким правом федеральным законодательством, законодательством Пермского края. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении Комиссией избирательных действий вышеуказанные лица предъявляют документы, удостоверяющие личность и статус.

Статья 11. Территориальная избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 12. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Решения Комиссии не подлежат государственной регистрации.
Нормативные решения территориальных избирательных комиссий подлежат официальному опубликованию. Иные решения комиссий подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Нормативные решения территориальной избирательной комиссии вступают в силу с момента их опубликования, если иной срок не определен федеральным законом, законом Пермского края, решением Комиссии об утверждении акта. Иные решения вступают в силу с момента принятия. Неопубликованные нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, применению не подлежат.

Статья 13. ТИК является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья 14. ТИК вправе в порядке, установленном законодательством, осуществлять деятельность, в том числе издательскую, связанную с обеспечением избирательных прав граждан, правовым просвещением избирателей и участников выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с решением иных вопросов развития избирательной системы.

Статья 15. ТИК имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
Официальным сайтом территориальной избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Комиссии) является сайт с электронным адресом: __________________________, входящий в единый портал избирательных комиссий Пермского края с электронным адресом: http://59tik.permkrai.ru.

Статья 16. Место нахождения (юридический адрес) территориальной избирательной комиссии ___________________________: ______________________, Российская Федерация, ___________________, ул. _____________________________ д. _____, _________.

Статья 17. В Регламенте Комиссии используются следующие термины:
вышестоящие комиссии - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Пермского края, окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Пермского края;
нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума - окружные избирательные комиссии по соответствующим выборам, участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, обеспечивающие подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, референдума Российской Федерации, органов государственной власти и референдумов Пермского края, органов местного самоуправления, местного референдума;
член Комиссии с правом решающего голоса - лицо, назначенное в состав Комиссии Избирательной комиссией Пермского края;
член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию избирательным объединением, зарегистрировавшим федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом на должность губернатора Пермского края. За кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, сохраняется право назначения члена Комиссии с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Назначение иными органами членов Комиссии с правом совещательного голоса производится в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами о выборах и референдумах. Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена Комиссии, и переданы другому лицу;
представитель политической партии - лицо, назначенное политической партией, зарегистрированной в установленном порядке, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", не имеющей своего представительства в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Пермского края, для участия в работе Комиссии;
установленное число членов Комиссии - _____ членов Комиссии с правом решающего голоса;
число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии;
большинство голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса - ______ и более членов Комиссии с правом решающего голоса;
ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" - территориально распределенная автоматизированная информационная система, которая функционирует на территории Российской Федерации и применяется для информационного обеспечения процессов подготовки и проведения выборов, референдумов, а также иных задач в порядке, установленном законодательством;
Федеральный закон - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;
обращение гражданина - направленное в Комиссию письменное или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности Комиссии, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

II. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 18. Председатель ТИК назначается на должность из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности постановлением Избирательной комиссии Пермского края.

Статья 19. Заместитель председателя и секретарь ТИК избираются из числа членов Комиссии с правом решающего голоса на первом ее заседании в порядке, установленном Законом и настоящим Регламентом. Перенесение голосования на другое заседание не допускается.

Статья 20. На первом заседании Комиссии:
1) председатель Комиссии представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, а также членов Комиссии с правом совещательного голоса;
2) члены Комиссии с правом решающего голоса открытым голосованием поручают одному из членов Комиссии с правом решающего голоса ведение протокола первого заседания до избрания секретаря Комиссии, о чем делается запись в протоколе заседания Комиссии;
3) проводятся выборы заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии тайным голосованием.
Статья 21. После открытия заседания Комиссии открытым голосованием членов Комиссии из их числа избирается счетная комиссия в составе 3 членов Комиссии с правом решающего голоса. Из своего состава члены счетной комиссии избирают председателя и секретаря счетной комиссии.

Статья 22. Голосование по избранию заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены Комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на соответствующую должность, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены Комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы. Лицо, выдвинутое кандидатом, вправе заявить самоотвод.

Статья 23. Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на избираемую должность, Комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового члена счетной комиссии.

Статья 24. Комиссия по предложению председателя счетной комиссии открытым голосованием утверждает форму и текст бюллетеня для тайного голосования по выборам на соответствующую должность, количество бюллетеней для тайного голосования и, при необходимости, время голосования. Если на соответствующую должность выдвинуто 2 и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для тайного голосования в алфавитном порядке. Счетная комиссия изготавливает бюллетени для тайного голосования в необходимом количестве, после чего каждому члену Комиссии с правом решающего голоса председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень для тайного голосования, подписанный двумя членами счетной комиссии и заверенный печатью Комиссии.

Статья 25. Заполняя бюллетень для тайного голосования, член Комиссии с правом решающего голоса ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадратах "ЗА" или "ПРОТИВ", после чего опускает заполненный бюллетень для тайного голосования в предварительно опечатанный ящик для голосования.
После того как проголосовали все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса либо после завершения предварительно установленного времени голосования председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов Комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени для тайного голосования.

Статья 26. Счетная комиссия в присутствии членов Комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней для тайного голосования. Бюллетени для тайного голосования, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней для тайного голосования и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую должность, либо поданных по позициям "ЗА" и "ПРОТИВ".

Статья 27. Счетная комиссия по итогам подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
1) наименование должности, на которую проводится избрание;
2) дата, время и место проведения голосования;
3) фамилия, имя, отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетень для тайного голосования;
4) число изготовленных бюллетеней для тайного голосования;
5) число выданных бюллетеней для тайного голосования;
6) число погашенных бюллетеней для тайного голосования;
7) число бюллетеней для тайного голосования, обнаруженных в ящике для голосования;
8) число действительных бюллетеней для тайного голосования;
9) число недействительных бюллетеней для тайного голосования;
10) число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень для тайного голосования включено 2 и более кандидатов), либо по позициям "ЗА" и "ПРОТИВ".

Статья 28. Избранным на соответствующую должность считается кандидат, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 29. По итогам голосования Комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:
1) об избрании на соответствующую должность члена Комиссии, получившего необходимое число голосов;
2) о проведении второго тура голосования, если кандидат (ни один из кандидатов) не получил необходимое для избрания число голосов, при этом в случае выдвижения более двух кандидатов в бюллетень для тайного голосования во втором туре включаются только два кандидата, набравших наибольшее число голосов.

Статья 30. После завершения выборов на соответствующую должность в таком же порядке проводится голосование по другой должности.

Статья 31. После утверждения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса протокола счетной комиссии об итогах голосования по каждой должности соответствующие бюллетени для тайного голосования (действительные, недействительные и погашенные) упаковываются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания Комиссии. На конверте делается надпись с наименованием должности, по которой проводилось голосование, дата его проведения и указывается суммарное число всех бюллетеней для тайного голосования, находящихся в конверте.
К протоколу заседания Комиссии приобщаются все протоколы счетной комиссии.

Статья 32. Избрание заместителя председателя и секретаря ТИК оформляется решением комиссии, копия которого незамедлительно направляется в Избирательную комиссию Пермского края.

Статья 33. Председатель ТИК:
1) представляет Комиссию в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в судебных органах, во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами без специального полномочия;
2) созывает заседания Комиссии и председательствует на них;
3) подписывает решения Комиссии, а также иные документы Комиссии;
4) организует работу Комиссии, перспективное и текущее планирование, контролирует выполнение планов, своевременно представляет бюджетную, бухгалтерскую, налоговую отчетность;
5) заключает от лица Комиссии договоры, соглашения;
6) издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
7) дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам Комиссии, выдает доверенности на представление интересов Комиссии;
8) заключает трудовые договоры с работниками Комиссии;
9) руководит работой аппарата Комиссии;
10) осуществляет контроль за исполнением решений Комиссии;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Пермского края, Регламентом территориальной избирательной комиссии.

Статья 34. Заместитель председателя ТИК:
1) председательствует на заседаниях Комиссии в случае отсутствия председателя (лица, временно исполняющего его обязанности);
2) выполняет поручения председателя Комиссии;
3) организует работу по конкретным направлениям деятельности Комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами Комиссии;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Пермского края, Регламентом территориальной избирательной комиссии.

Статья 35. Секретарь ТИК:
1) обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение вопросов;
2) организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
3) обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц;
4) подписывает решения Комиссии, протоколы заседания Комиссии;
5) выполняет поручения председателя Комиссии;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Пермского края, Регламентом территориальной избирательной комиссии.

III. ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ, СЕКРЕТАРЯ КОМИССИИ ОТ ЗАМЕЩАЕМОЙ
ДОЛЖНОСТИ

Статья 36. Заместитель председателя Комиссии, секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемой должности на основании решения Комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
Решения об освобождении от должности заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии, замещающих указанные должности в порядке избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Статья 37. Досрочное освобождение от должности заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии производится в случаях невозможности выполнения им своих обязанностей, прекращения его полномочий как члена Комиссии на основании его письменного заявления и в связи с другими обстоятельствами. О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии по его личной инициативе Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа членов Комиссии.

Статья 38. Решения об освобождении от должности заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии оформляются в форме решения Комиссии.

Статья 39. В случае временного отсутствия председателя Комиссии или принятия Избирательной комиссией Пермского края решения о досрочном освобождении от должности председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии до назначения председателя Комиссии, если иное не установлено постановлением Избирательной комиссии Пермского края.
В случае отсутствия председателя Комиссии постановлением Избирательной комиссии Пермского края из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен исполняющий его обязанности. На период временного исполнения обязанностей председателя Комиссии в период проведения выборных кампаний член Комиссии освобождается от основной работы, оплата труда производится за счет и в пределах средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Статья 40. В случае досрочного освобождения от должности заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены по решению Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса до избрания соответственно заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии.

Статья 41. В случае досрочного освобождения от занимаемых должностей заместителя председателя Комиссии и (или) секретаря Комиссии решение Комиссии об избрании на вакантную должность должно быть принято не позднее чем через 1 месяц со дня освобождения от должности в порядке, установленном избирательным законодательством, настоящим Регламентом.

IV. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ,
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ, СЕКРЕТАРЯ КОМИССИИ
В СЛУЧАЕ ИХ ВРЕМЕННОГО ОТСУТСТВИЯ

Статья 42. В случае временного отсутствия председателя Комиссии его обязанности (функции, полномочия) исполняет заместитель председателя Комиссии. В этом случае в документах, за исключением решений и протоколов заседаний комиссий, на которых предусмотрена подпись председателя Комиссии, делается запись: "Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии".
В решениях, принимаемых Комиссией, и протоколах заседаний комиссий в этом случае делается запись: "Председательствующий на заседании".

Статья 43. В случае временного отсутствия секретаря Комиссии в документах, на которых предусмотрена его подпись, делается запись: "Исполняющий обязанности секретаря территориальной избирательной комиссии", ставится подпись и указываются фамилия, имя, отчество члена Комиссии, исполняющего обязанности (функции) секретаря Комиссии.

Статья 44. В случае временного отсутствия председателя Комиссии и заместителя председателя Комиссии на заседаниях Комиссии председательствует секретарь Комиссии. На данном заседании принимается решение о возложении обязанностей (функций) секретаря Комиссии на одного из членов Комиссии с правом решающего голоса, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания.
В данном случае в документах делаются записи: "Председательствующий на заседании", "Секретарь заседания".

V. ЧЛЕНЫ КОМИССИИ

Статья 45. Члены ТИК с правом решающего голоса организуют работу по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии:
1) предварительное рассмотрение жалоб и заявлений, подготовка проектов решений, доклады на заседаниях Комиссии. Составление протоколов об административных правонарушениях;
2) работа с участковыми избирательными комиссиями по оказанию содействия при проведении выборов и референдумов;
3) участие в работе по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов;
4) работа с электронными и печатными средствами массовой информации, полиграфическими предприятиями, а также с предприятиями, изготовляющими технологическое оборудование;
5) разработка инструкций и методических рекомендаций по применению отдельных положений законодательства о выборах и референдумах;
6) участие в обучении членов окружных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума;
7) контроль за осуществлением регистрации (учета) избирателей, участников референдума, определение схем избирательных округов;
8) контроль за соблюдением избирательных прав военнослужащих, а также лиц, находящихся в местах временного пребывания;
9) взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения избирательных прав граждан.

Статья 46. Члены ТИК обеспечивают соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации на территории Пермского края, в органы государственной власти Пермского края, референдума Пермского края, проведении муниципальных выборов, местных референдумов, а также участвуют в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, совершенствованию избирательной системы, в решении иных вопросов, отнесенных законодательством к их компетенции.

Статья 47. Распределение обязанностей по направлениям деятельности ТИК и иных обязанностей членов ТИК с правом решающего голоса осуществляется решением ТИК.

Статья 48. Член ТИК с правом решающего голоса имеет право:
1) выступать на заседании Комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
2) задавать другим участникам заседания Комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
3) знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений; бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий;
4) удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
5) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
6) участвовать в голосовании при принятии решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной избирательной комиссии, и подписывать решения Комиссии;
7) в случае несогласия с решением, принятым Комиссией, - в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено Комиссией и отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем Комиссии до сведения Избирательной комиссии Пермского края;
8) вносить предложения о привлечении специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии.
Иные права члена ТИК с правом решающего голоса определяются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 49. Член ТИК с правом решающего голоса обязан:
1) присутствовать на всех заседаниях Комиссии;
2) принимать участие в голосовании по обсуждаемым на заседаниях ТИК вопросам;
3) обеспечивать выполнение принятых Комиссией решений;
4) заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине;
5) выполнять поручения Комиссии, ее председателя и информировать об их выполнении;
6) незамедлительно информировать Комиссию о наступлении обстоятельств, несовместимых со статусом члена Комиссии;
7) участвовать в работе территориальной избирательной комиссии по направлениям, определяемым решением ТИК;
8) соблюдать требования действующего законодательства о выборах и референдумах, ограничения, накладываемые на него в связи со статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, выполнять решения ТИК.

Статья 50. Полномочия члена ТИК с правом решающего голоса не могут быть переданы другому лицу.

Статья 51. Срок полномочий членов Комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии, в состав которой они входят, за исключением случая досрочного прекращения полномочий в соответствии со статьей 21 Закона Пермского края "О территориальных избирательных комиссиях Пермского края" (далее - закон о территориальных избирательных комиссиях).
В случае появления оснований, предусмотренных законом, полномочия члена территориальной избирательной комиссии, работающего на постоянной (штатной) основе, приостанавливаются по решению Комиссии, в состав которой он входит.

Статья 52. Члену ТИК с правом решающего голоса выдается удостоверение. Образец удостоверения устанавливается Избирательной комиссией Пермского края. При прекращении полномочий удостоверение подлежит возврату.

Статья 53. Член ТИК с правом решающего голоса в период избирательной кампании, кампании референдума может быть привлечен к работе в Комиссии с освобождением от основной работы. В соответствии с Федеральным законом работодатель обязан освободить члена Комиссии от работы с сохранением за ним места работы (должности). Освобождение производится по представлению Комиссии на указанный в нем срок. Члену Комиссии, освобожденному от основной работы, выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы, за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума.

Статья 54. Члену ТИК с правом решающего голоса, не освобожденному от основной работы, за работу в Комиссии производится почасовая оплата за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума.

Статья 55. Членам ТИК с правом решающего голоса по итогам работы в период избирательной кампании, кампании референдума может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума.

Статья 56. Член ТИК с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом данной ТИК с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением следующих правомочий:
1) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции территориальной избирательной комиссии, и подписывать решения территориальной избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 57. Член ТИК с правом совещательного голоса по решению ТИК или ее председателя может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию ТИК.
Полномочия члена ТИК с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего его, и переданы другому лицу.

Статья 58. Срок полномочий членов ТИК с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Пермского края, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов ТИК с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

Статья 59. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов ТИК с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

VI. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ЧЛЕНА КОМИССИИ СИСТЕМАТИЧЕСКИ
НЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ

Статья 60. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут быть прекращены досрочно либо приостановлены в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Пермского края "О территориальных избирательных комиссиях Пермского края".

Статья 61. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан при появлении оснований для досрочного прекращения полномочий сообщить об этом в письменной форме в Избирательную комиссию Пермского края.

Статья 62. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии прекращаются немедленно в случае признания его решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

VII. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ, ПРОЕКТОВ
РЕШЕНИЙ КОМИССИИ

Статья 63. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с календарными сроками избирательных кампаний, с планами работы Комиссии, по мере необходимости.

Статья 64. Дата, время и место заседания Комиссии назначаются председателем Комиссии или, по его поручению, заместителем председателя. Уполномоченные созывать заседания Комиссии лица определяют список приглашенных на заседание Комиссии лиц.

Статья 65. Члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии о заседании Комиссии, как правило, не позднее чем за три рабочих дня до дня заседания (по телефону, посредством направления sms-сообщения, факсограмм, телеграмм, по электронной почте, устно на предыдущем заседании с занесением в протокол заседания Комиссии, иным способом - способ оповещения определяется решением Комиссии) - всех членов Комиссии и приглашенных на заседание лиц о времени и месте проведения заседания Комиссии, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение. В случае проведения внеочередного заседания Комиссии допускается оповещение членов Комиссии о созываемом заседании менее чем за три рабочих дня, но не позднее чем за четыре часа до начала заседания.
В целях оповещения о предстоящем заседании Комиссии телефонограммой либо смс-сообщением по контактному номеру телефона заинтересованные лица, том числе члены Комиссии, обязаны сообщить ТИК актуальный контактный номер телефона, а также своевременно сообщать о его изменении. В случае отсутствия абонента, нахождения телефона вне зоны действия сети и других случаях неполучения извещения по обстоятельствам, зависящим от заинтересованного лица, оно самостоятельно несет риск неполучения извещения, а также иных юридически значимых сообщений. При извещении голосовой связью с целью подтверждения факта извещения может проводиться аудиозапись.

Статья 66. Проект повестки дня заседания Комиссии определяется председателем Комиссии на основе перспективных и текущих планов работы Комиссии, календарных сроков избирательных кампаний, а также вопросов, внесенных на рассмотрение Комиссии членами Комиссии, рабочими органами Комиссии.
Проект повестки дня заседания Комиссии размещается на информационном стенде Комиссии и (или) на официальном сайте Комиссии (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Любой член Комиссии вправе ознакомиться с проектом повестки дня заседания Комиссии непосредственно в помещении Комиссии.

Статья 67. Члены Комиссии вправе представить в письменном виде предложения по формированию повестки дня предстоящего заседания и проекты решений к ним не позднее чем за один день до заседания Комиссии.
Немотивированный отказ в рассмотрении вопроса не допускается. По итогам рассмотрения предложения о включении вопроса в повестку дня Комиссия может принять решение о включении вопроса в повестку дня, об отклонении вопроса либо о подготовке вопроса к рассмотрению на следующем заседании Комиссии. В случае если предложение по включению какого-либо вопроса в повестку дня заседания Комиссии поступило после начала заседания Комиссии и утверждения повестки дня заседания, Комиссия может принять решение о подготовке вопроса к рассмотрению на следующем заседании Комиссии.

Статья 68. Внеочередное заседание Комиссии может созываться по предложению не менее одной трети от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса, а также председателя Комиссии.

Статья 69. Предложение членов Комиссии с правом решающего голоса о созыве внеочередного заседания направляется на имя председателя Комиссии в письменном виде с указанием вопросов, которые предлагается внести в повестку дня заседания, предлагаемыми датой и временем, а также кратким обоснованием необходимости проведения внеочередного заседания Комиссии.

Статья 70. Предложение о созыве внеочередного заседания Комиссии, внесенное с соблюдением требований настоящего Регламента, подлежит удовлетворению не позднее 5 календарных дней с момента его поступления председателю Комиссии, а в день выборов - незамедлительно.

Статья 71. Представляемые к рассмотрению на заседании Комиссии материалы должны включать:
- проект решения Комиссии и указанные в его тексте приложения;
- пояснительную записку по рассматриваемому вопросу (при необходимости);
- копии документов, послуживших основанием для рассмотрения вопроса на заседании Комиссии.
Все материалы должны быть оформлены в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной в Комиссии.

Статья 72. При рассмотрении жалоб (заявлений, обращений), а также вопросов о нарушениях законодательства о выборах и референдумах, о времени и месте заседания Комиссии уведомляются лица, права и законные интересы которых могут быть непосредственно затронуты принимаемым решением. Их уведомление осуществляется в порядке статьи 65 Регламента, а в случае отсутствия у Комиссии сведений об их контактном номере телефона извещение производится по известному месту работы, учебы, жительства и т.д., в том числе через других лиц.
В случае отсутствия в жалобе (заявлении, обращении) указаний на какие-либо нарушения избирательного (выборного) законодательства жалоба (заявление, обращение) рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае отсутствия в жалобе (заявлении, обращении) указаний на какие-либо нарушения избирательного (выборного) законодательства, а также невыявления их в ходе предварительной проверки жалобы (заявления, обращения) жалоба (заявление, обращение) не выносится на рассмотрение рабочей группы или Комиссии, ответ заявителю в этом случае дается за подписью председателя Комиссии с последующим информированием членов Комиссии на заседании Комиссии.

Статья 73. На заседания Комиссии могут приглашаться представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых для анализа рассматриваемых вопросов.

VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ

Статья 74. Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Председатель Комиссии вправе принять решение о проведении выездного заседания.

Статья 75. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 76. Перед началом заседания Комиссии секретарь Комиссии обеспечивает регистрацию лиц, прибывших для участия в заседании, а также присутствующих во время его проведения, заносит данные сведения в протокол заседания Комиссии, информирует членов Комиссии в начале заседания Комиссии о числе членов Комиссии с правом решающего голоса, совещательного голоса и приглашенных.

Статья 77. Если на заседании присутствует менее большинства от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса, то по решению председателя Комиссии (председательствующего на заседании Комиссии) заседание переносится на другое время.

Статья 78. В ходе заседания Комиссии при наличии технической возможности по решению Комиссии может производиться видео- и аудиозапись.

Статья 79. Заседание Комиссии открывает и ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя.
В случае отсутствия на заседании председателя Комиссии и заместителя председателя по решению Комиссии на заседании председательствует секретарь Комиссии (или другой член Комиссии с правом решающего голоса - председательствующий на заседании), а обязанности секретаря возлагаются на члена Комиссии с правом решающего голоса (секретаря заседания).

Статья 80. Повестка дня заседания Комиссии утверждается членами Комиссии с правом решающего голоса на соответствующем заседании Комиссии открытым голосованием после установления правомочности заседания Комиссии.
В повестку дня не могут быть включены вопросы, по которым не представлен проект решения, если иное не определено решением Комиссии.
Вопросы, не включенные в утвержденную повестку дня, на заседании Комиссии не рассматриваются.

Статья 81. Все предложения об изменении повестки дня заседания Комиссии и включении в нее дополнительных вопросов, если они внесены при утверждении данной повестки дня, рассматриваются непосредственно на заседании Комиссии.
В случае изменения вопросов, предложенных в повестку дня заседания Комиссии, в протоколе заседания Комиссии делается соответствующая запись об этом, с указанием фамилии и статуса лица, вносившего предложение, и формулировки вопроса с результатами голосования.

Статья 82. При рассмотрении вопросов, включенных в повестку дня заседания Комиссии, помимо лиц, приглашенных по отдельному списку, вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Для присутствия на заседаниях Комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.
Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях Комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

IX. ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ, ВНОСИМЫХ НА ЗАСЕДАНИЕ
КОМИССИИ, РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ, ВНОСИМЫХ НА ЗАСЕДАНИЕ
КОМИССИИ

Статья 83. При рассмотрении вопроса повестки дня Комиссия заслушивает доклад члена Комиссии, содоклады, справки и проводит обсуждение вопроса и проекта решения. После обсуждения проекта решения проводится голосование по принятию решения.
В случае поступления во время обсуждения вопроса поправок к проекту решения председательствующий проводит голосование по принятию обсуждаемого проекта "за основу для последующего внесения поправок". Затем ставится на голосование каждая поправка в проект решения, внесенная членами Комиссии по очередности их поступления. После рассмотрения всех поправок голосуется принятие решения "в целом".

Статья 84. Во время заседания Комиссии члены Комиссии и присутствующие лица могут высказываться по обсуждаемому вопросу только после предоставления им слова председательствующим.
Продолжительность выступлений на заседаниях Комиссии для докладов и содокладов, заключительного слова, иных выступлений устанавливается председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии) по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать: для доклада - 20 минут; содоклада - 10 минут; заключительного слова - 5 минут; выступлений в прениях - 3 минут; для оглашения справок, информации, выступлений по пункту повестки дня "Разное" - 2 минут; для заявлений и обращений, вопросов, предложений по мотивам голосования - 2 минут; для повторного выступления в прениях - одной минуты; для выступления по вопросам ведения заседания - одной минуты, если иное не установлено решениями Комиссии.
Член Комиссии имеет право не более чем на одно повторное выступление в прениях по одному и тому же вопросу.
Через каждые 1,5 часа работы Комиссии (или по необходимости) может объявляться перерыв. Продолжительность перерыва определяет председатель Комиссии (председательствующий на заседании).

Статья 85. Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время, председатель Комиссии (председательствующий на заседании Комиссии) после предупреждения, с согласия Комиссии, может продлить время для выступления либо объявить о его прекращении.

Статья 86. Во время выступления докладчиков члены Комиссии и лица, присутствующие на заседании, не вправе комментировать выступающих или прерывать их репликами, делать замечания, шуметь, выступать не по теме обсуждения, ставить и задавать вопросы без разрешения председательствующего на заседании Комиссии.
Председательствующий во время выступления членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании, не вправе прерывать их выступления, за исключением случаев отклонения темы выступления от утвержденной повестки дня, нарушения настоящего Регламента.

Статья 87. Выступающий не вправе употреблять в своей речи грубые, некорректные и оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к насильственным действиям, использовать ложную информацию, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, давать оценки действиям членов Комиссии, отклоняться от темы обсуждаемого вопроса.
Никто не вправе выступать на заседании Комиссии без разрешения председательствующего.
В случае нарушения установленного порядка председательствующий на заседании Комиссии предупреждает нарушителя. При повторном нарушении по решению Комиссии член Комиссии лишается слова и права выступления на одном или нескольких заседаниях Комиссии, а иные лица удаляются из зала заседания.

Статья 88. Член территориальной избирательной комиссии может быть отстранен от участия в ее работе, а иное лицо, имеющее право присутствовать на заседании Комиссии, может быть удалено из помещения ТИК, если они нарушают закон о выборах, референдуме или препятствуют законной деятельности Комиссии. Мотивированное решение об этом принимается Комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена Комиссии, а также иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Статья 89. В ходе обсуждения вопроса члены Комиссии свободно высказывают мотивированные суждения как за принятие решения по обсуждаемому вопросу, так и против. Указанные лица вправе вносить как предложения по внесению изменений и дополнений к проектам решений Комиссии, так и выступать против их внесения.

Статья 90. На голосование ставятся изменения и дополнения, вносимые в текст проекта решения Комиссии только членами Комиссии.

Статья 91. При рассмотрении проекта решения Комиссия вправе:
1) принять решение Комиссии, в том числе с изменениями и дополнениями, внесенными в ходе его обсуждения, в целом;
2) принять проект решения Комиссии за основу с последующей его доработкой (в том числе с повторным рассмотрением);
3) отложить обсуждение проекта решения Комиссии на определенный срок;
4) отклонить проект решения Комиссии.

Статья 92. Дополнения и изменения в текст проекта решения Комиссии могут вноситься членами Комиссии в ходе обсуждения данного проекта непосредственно на заседании Комиссии как в устной, так и в письменной форме.

X. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ

Статья 93. Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Статья 94. Перед началом голосования председатель Комиссии (председательствующий на заседании Комиссии) объявляет количество предложений, ставящихся на голосование; уточняет их формулировки, напоминает, каким большинством голосов (простым или квалифицированным) может быть принято решение.

Статья 95. После окончания подсчета голосов председатель Комиссии (председательствующий на заседании Комиссии) объявляет результаты голосования.

Статья 96. Результаты голосования по всем вопросам, оглашенным председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии), вносятся в протокол заседания Комиссии.

Статья 97. При голосовании член Комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Перепоручение участия в голосовании другим лицам не допускается.

Статья 98. Член Комиссии с правом решающего голоса, несогласный с решением Комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе заседания Комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение Комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение Комиссии.

Указанное особое мнение доводится до сведения всех членов Комиссии и в предусмотренных законодательством случаях - до Избирательной комиссии Пермского края.

Статья 99. При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов "за" и "против" голос председателя Комиссии (председательствующего на заседании Комиссии) является решающим.

Статья 100. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, либо по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 101. Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых Комиссией. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря счетной комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма, текст и количество изготавливаемых бюллетеней для тайного голосования утверждаются Комиссией по предложению счетной комиссии.

Статья 102. Каждому члену Комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.

Статья 103. В кабине для тайного голосования или в помещении, отведенном для этих целей, голосующий заполняет бюллетень для тайного голосования, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

Статья 104. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.

Статья 105. Недействительными считаются бюллетени для тайного голосования, по которым невозможно определить волеизъявление члена Комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень для тайного голосования, при подсчете голосов не учитываются.

Статья 106. Принимаемые Комиссией решения оформляются решениями Комиссии, которые подписываются председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии) и секретарем Комиссии (секретарем заседания Комиссии), если иное не установлено законом либо настоящим Регламентом.

Статья 107. Решения Комиссии по процедурным вопросам (об утверждении повестки дня, прекращении обсуждения вопроса, принятии к сведению справок, информации и т.п.) отражаются в протоколе заседания Комиссии.

Статья 108. Решения Комиссии об избрании заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя окружной, участковой избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения Комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных избирательным законодательством, принимаются на заседании Комиссии большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 109. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса (простое большинство голосов).

XI. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ

Статья 110. Секретарь Комиссии после проведения заседания Комиссии подписывает принятые документы Комиссии и передает их на подпись председателю Комиссии (председательствующему на заседании Комиссии).

Статья 111. На каждом заседании Комиссии секретарем Комиссии ведется протокол.
В протоколе заседания Комиссии указываются:
1) наименование Комиссии, порядковый номер протокола заседания (в пределах срока полномочий), дата, место и время проведения заседания;
2) фамилии и инициалы присутствующих членов Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, приглашенных лиц;
3) повестка дня;
4) фамилии и инициалы отсутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса;
5) ход обсуждения вопросов;
6) результаты голосования;
7) принятые решения.
В предусмотренных законодательством случаях в протоколе заседания Комиссии проставляется время (часы и минуты) принятия соответствующего документа Комиссии.

Статья 112. К протоколу заседания Комиссии прилагаются:
1) первые экземпляры документов (решений) Комиссии, принятых в ходе заседания, подписанные председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии) и секретарем Комиссии;
2) тексты информационных документов и других материалов, на основании которых приняты документы Комиссии, а также разъяснения, заключения и иные акты, рассматриваемые жалобы и решения по ним, а также заявления и обращения Комиссии, особые мнения членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 113. Протокол заседания Комиссии оформляется в течение трех рабочих дней после заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии (председательствующим на заседании Комиссии) и секретарем Комиссии, а в случае его отсутствия - членом Комиссии, уполномоченным вести протокол.

Статья 114. В случаях, предусмотренных избирательным законодательством, документы Комиссии подписываются всеми членами Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 115. Протокол заседания Комиссии, первый экземпляр решений Комиссии с подписями председателя Комиссии (председательствующего на заседании Комиссии) и секретаря Комиссии и приложения к нему хранятся у председателя Комиссии в течение срока полномочий Комиссии и в установленные сроки сдаются в соответствующий архив.

XII. ПОРЯДОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ С ДОКУМЕНТАМИ
И МАТЕРИАЛАМИ КОМИССИИ, ПОЛУЧЕНИЯ КОПИЙ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ
И МАТЕРИАЛОВ

Статья 116. Комиссия обеспечивает права члена Комиссии с правом решающего голоса, члена Комиссии с правом совещательного голоса по доступу к документам, находящимся в распоряжении Комиссии, в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

Статья 117. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе знакомиться со всеми документами и материалами Комиссии.
Член Комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами и референдумами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов.

Статья 118. Член Комиссии с правом решающего или совещательного голоса не вправе получать копии с избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном Федеральным законом, либо требовать заверения указанных копий, а также не вправе делать какие-либо выписки (записи) из указанных документов.
Перечень сведений, которые могут находиться в документах и материалах избирательной комиссии и являющихся конфиденциальной информацией, установлен Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральным законом "О персональных данных", иными федеральными законами, а также Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
К сведениям конфиденциального характера в отношении физических лиц, в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные, которыми являются: сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, адресе места жительства, о номере, о дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и об органе, выдавшем указанный документ или иной документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах индивидуальных предпринимателей), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
К сведениям конфиденциального характера в отношении юридических лиц относятся сведения о банковских счетах юридических лиц.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Комиссией не могут быть разглашены (представлены для ознакомления и снятия копий третьим лицам) полученные Комиссией из кредитных организаций документы (справки) об операциях по счетам конкретных юридических лиц и физических лиц.

Статья 119. Для ознакомления с документами и (или) материалами требуется представление личного письменного заявления, в котором указываются:
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, место рождения, орган, выдавший документ) лица, запрашивающего документ, адрес регистрации по месту жительства и фактического проживания, номера контактных телефонов, факсов, адрес электронной почты;
реквизиты запрашиваемых документов и (или) материалов, позволяющие их идентифицировать (например, название, дата, номер, характер, содержание документа);
собственноручная подпись, дата и время.
К заявлению должна прикладываться копия документа, подтверждающего право лица на ознакомление с документами и материалами Комиссии.

Статья 120. Заявление, указанное в статье 119 настоящего Регламента, должно быть рассмотрено и разрешено по существу председателем территориальной избирательной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем председателя или секретарем Комиссии) в период избирательной кампании в рамках сроков, установленных законодательством о выборах и референдумах (не позднее пяти дней со дня поступления), в иное время - в течение периода, установленного в части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в течение 30 дней со дня регистрации письменного заявления).

Статья 121. В предоставлении документов и материалов для ознакомления или представления и заверения их копий может быть отказано по следующим основаниям:
- обратившийся не является лицом, имеющим в соответствии с законодательством право на ознакомление с документами и материалами Комиссии, получение и заверение их копий;
- запрашиваемые документы отсутствуют в распоряжении Комиссии;
- заявление не содержит всех сведений, указанных в статье 119 настоящего Регламента, либо содержит недостоверные сведения или сведения неопределенного характера, не позволяющие установить документы (материалы), доступ к которым или копии которых запрашивает;
- запрашиваемые документы не относятся к документам, предусмотренным Федеральным законом, законами Пермского края.

Статья 122. Конкретные дата и время ознакомления с документами и материалами Комиссии назначаются председателем (заместителем председателя либо секретарем Комиссии) в пределах сроков рассмотрения заявления, установленных настоящим Регламентом, с учетом графика работы Комиссии и наличия организационно-технической возможности. Соответствующая резолюция наносится на заявление.

Статья 123. Документы и материалы Комиссии предоставляются для ознакомления по адресу места нахождения Комиссии и только в период времени установленного в Комиссии режима работы.

Статья 124. Ознакомление заявителя с документами и материалами Комиссии (в том числе в машиночитаемом виде) осуществляется в присутствии председателя (заместителя председателя или секретаря Комиссии) и в условиях, которые исключают возможность изъятия, повреждения или уничтожения документов и материалов Комиссии, внесения в них исправлений и дописок, их копирования.

Статья 125. При ознакомлении с документами и материалами Комиссии заявителю запрещается осуществлять фотосъемку (видеосъемку) этих документов и материалов, пользоваться мобильным телефоном непосредственно при работе с документами и материалами, а также без специального разрешения председателя (заместителя председателя или секретаря) Комиссии пользоваться письменными принадлежностями, делать выписки из документов.

Статья 126. В случае если заявитель не успел ознакомиться со всеми предоставленными документами в отведенное время, процедура ознакомления продолжается в следующий день, отведенный для ознакомления с документами в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 127. Выдача документов фиксируется в соответствующем журнале учета. Не допускается при ознакомлении с документами осуществление каких бы то ни было действий, направленных на уничтожение (порчу) документов либо содержащихся в них сведений.

Статья 128. По окончании ознакомления с документами уполномоченное лицо в соответствующей графе журнала делает отметку о дате ознакомления, получает роспись лица, ознакомившегося с документами, вписывает его фамилию, имя, отчество, дату и номер документа, дающего право на ознакомление, и проверяет сохранность документов.
Также в подтверждение факта ознакомления заявитель наносит в своем заявлении запись "С документом(ами) ознакомлен(а) в полном объеме", расписывается с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты и времени ознакомления.

Статья 129. Ответственность за сохранность документов возлагается на лицо, контролирующее процесс ознакомления, и лицо, которое знакомится с документами.

Статья 130. Доступ к документам Комиссии и предоставление их копий осуществляются с соблюдением требований по защите конфиденциальной информации.

Статья 131. Комиссия обязана в установленные в статье 120 настоящего Регламента сроки предоставить заявителю заверенные копии документов и материалов, указанных в статье 117 настоящего Регламента.
В соответствии с Федеральным законом не подлежат изготовлению копии со следующих документов и материалов:
1) избирательных бюллетеней;
2) открепительных удостоверений;
3) списков избирателей;
4) подписных листов;
4) иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, в том числе об операциях юридических и физических лиц в кредитных организациях.

Статья 132. Конкретные сроки изготовления копий документов определяются с учетом графика работы Комиссии и наличия организационно-технической возможности Комиссии.

Статья 133. Лицо, знакомящееся с документами и материалами Комиссии, в случае незаконного разглашения конфиденциальной информации, ставшей ему известной в ходе ознакомления с документами и материалами либо исполнения им полномочий члена Комиссии, несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

XIII. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Статья 134. Комиссия работает в соответствии с перспективными и текущими планами.

Статья 135. Перспективный план разрабатывается на год (полугодие) на основе предложений членов Комиссии, соответствующих планов и мероприятий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Пермского края и утверждается решением Комиссии.

Статья 136. Текущие планы разрабатываются на квартал (месяц) на основе перспективного плана, предложений членов Комиссии и утверждаются председателем Комиссии.

XIV. СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
КОМИССИИ

Статья 137. Для предварительного изучения, рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Комиссии, в целях оперативного решения вопросов по контролю за соблюдением участниками избирательного и референдумного процесса порядка и правил, установленных избирательным законодательством, для содействия в реализации решений Комиссии последней могут создаваться рабочие органы Комиссии (Контрольно-ревизионная служба при Комиссии, рабочие группы, иные органы).

Статья 138. Исходя из задач, порядка и форм деятельности, рабочие органы Комиссии могут быть постоянно действующими или временными.

Статья 139. Персональный состав и положения о рабочих органах Комиссии утверждаются Комиссией.

Статья 140. Деятельность рабочего органа Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, гласного и открытого обсуждения вопросов, входящих в его компетенцию.

Статья 141. На заседании рабочего органа Комиссии вправе присутствовать и высказывать свое мнение члены Комиссии, не входящие в состав данного органа, члены Избирательной комиссии Пермского края и работники ее аппарата, иные заинтересованные лица.

Статья 142. Вопросы, относящиеся к ведению нескольких рабочих органов Комиссии, могут по их инициативе, а также по поручению Комиссии, председателя Комиссии подготавливаться и рассматриваться совместно.

Статья 143. Рабочий орган Комиссии принимает решения, которые подписываются руководителем данного органа. При необходимости рабочий орган Комиссии может внести на рассмотрение Комиссии подготовленный им проект решения Комиссии.

Статья 144. Рабочий орган Комиссии, в задачи которого входит сбор и систематизация сведений о ходе избирательных действий, регулярно вносит на рассмотрение Комиссии соответствующую информацию - сообщения, аналитические записки.

Статья 145. В случае необходимости рабочий орган Комиссии вносит в Комиссию предложения об улучшении работы Комиссии, устранении выявленных недостатков.

XV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 146. Информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности ТИК осуществляет аппарат ТИК. Структура и штат аппарата ТИК устанавливаются Комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из бюджета Пермского края на обеспечение ее деятельности.
ТИК вправе в пределах выделенных ей средств привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, граждан по гражданско-правовым договорам.

Статья 147. Регламент Комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 148. Предложения по изменениям и дополнениям в Регламент передаются председателю Комиссии, который представляет их на рассмотрение Комиссии. Изменения и дополнения в Регламент вносятся решением Комиссии и вступают в силу с момента их принятия.

Статья 149. Регламент Комиссии вступает в силу со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------