По датам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Пермского края от 18.08.2014 N 206-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Пермского края от 14 марта 2011 г. N 42-рп "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. № 206-рп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО
КРАЯ ОТ 14 МАРТА 2011 Г. № 42-РП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ"

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Пермского края:
Внести в распоряжение Правительства Пермского края от 14 марта 2011 г. № 42-рп "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края" следующие изменения:
1. Методические рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению;
2. пункт 4 признать утратившим силу;
3. пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства - министра территориального развития Пермского края Маховикова А.Ю.".

Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ





Приложение
к распоряжению
Правительства
Пермского края
от 18.08.2014 № 206-рп

"УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Правительства
Пермского края
от 14.03.2011 № 42-рп

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКОГО КРАЯ

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования Пермского края (далее - Методика) разработаны с целью создания единого подхода к разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края (далее - муниципальное образование).
Методика раскрывает основные положения унифицированной модели программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования является частью системы документов стратегического планирования Пермского края в целом и каждого конкретного муниципального образования Пермского края в отдельности и разрабатывается с учетом приоритетов социально-экономического развития, определенных Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года" (далее - Стратегия края), и Программой социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы" (далее - Программа края), а также стратегией социально-экономического развития муниципального образования.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике:
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования - процесс, направленный на эффективное управление изменениями в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования с целью достижения более высокого по сравнению с текущим уровня социального и экономического развития при условии наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей населения;
стратегический прогноз муниципального образования (стратегический прогноз) - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, а также о состоянии внешней среды (макрорегион, страна, мир);
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу (долгосрочный прогноз) - прогнозируемые сценарные значения динамики ограниченного набора показателей социального и экономического развития на перспективу не менее 12 лет;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу (среднесрочный прогноз) - прогнозируемые сценарные значения динамики ограниченного набора показателей социального и экономического развития на перспективу до 6 лет;
стратегия социально-экономического развития муниципального образования (Стратегия) - документ, определяющий систему концептуальных представлений об общественно значимых стратегических целях, приоритетных направлениях, ключевых ценностях социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования (Программа) - документ, определяющий систему целевых ориентиров деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципального образования (далее - целевые ориентиры), а также включающий систему взаимосвязанных и сбалансированных между собой по содержанию, срокам и ресурсам мероприятий по достижению целевых ориентиров;
муниципальная программа - система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих в рамках решения вопросов местного значения муниципальных образований достижение приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования, определенных Стратегией и Программой;
результативность Программы - степень фактического достижения запланированных результатов;
эффективность Программы - соотношение поддающихся материальной оценке результатов, достигнутых вследствие реализации Программы, и ресурсов, затраченных на их достижение;
макет типовой Программы - шаблон типовой программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, который может быть принят за основу при разработке Программы;
цель Программы - состояние экономики, социальной сферы муниципального образования, определяемое в качестве ориентира деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и характеризуемое количественными и (или) качественными характеристиками;
задача Программы - комплекс взаимоувязанных мероприятий на определенный срок, реализация которых обеспечит достижение целей социально-экономического развития муниципального образования;
мероприятие - комплекс действий органа местного самоуправления муниципального образования, направленных на достижение запланированных результатов Программы.
1.3. Правовые акты, которые используются в ходе подготовки Методики и обязательно применяются в ходе подготовки документов долгосрочного и среднесрочного планирования муниципального образования:
Закон Пермского края от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года";
Закон Пермского края от 20 декабря 2012 г. № 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы";
Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 29 мая 2014 г. № СЭД-53-03.15-49 "Об утверждении модельного муниципального правового акта "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования";
Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 6 августа 2011 г. № СЭД-53-05.01-45 "Об утверждении Методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края".

II. Система планирования социально-экономического развития
муниципального образования

2.1. Стратегическое планирование

2.1.1. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется для обеспечения выбора общественно значимых целей социально-экономического развития муниципального образования и путей их достижения.
2.1.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития осуществляется путем разработки, принятия и реализации следующих документов:
Стратегии;
Программы;
муниципальных программ.
Разработка документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития муниципального образования.

2.2. Система прогнозов социально-экономического развития
муниципального образования

2.2.1. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на долгосрочную и среднесрочную перспективу путем разработки стратегического прогноза, долгосрочного и среднесрочного прогнозов.
Долгосрочный прогноз муниципального района (городского округа) разрабатывается раз в шесть лет на двенадцатилетний период с разбивкой по годам первой половины прогнозируемого периода.
Разработка долгосрочного прогноза для сельских (городских) поселений не обязательна.
Среднесрочный прогноз разрабатывается муниципальным образованием ежегодно на три года и на период следующих трех лет путем уточнения параметров первого года периода и добавления параметров очередного года.
2.2.2. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования разрабатываются исходя из комплексного анализа:
состояния ресурсного и экономического потенциала муниципального образования;
перспектив изменения сложившейся социально-экономической ситуации в муниципальном образовании с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации, Пермского края и муниципального образования в экономике и социальной сфере.
2.2.3. Состав прогнозных показателей муниципального образования должен обеспечивать принятие обоснованных решений по вопросам стратегического социально-экономического планирования в муниципальном образовании.
2.2.4. Разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования осуществляется в целом по муниципальному району (городскому округу), по видам экономической деятельности с учетом планов развития сельских и городских поселений (для муниципальных районов) Пермского края и ключевых бюджетообразующих организаций.
2.2.5. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования разрабатываются в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
2.2.6. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования определяют самостоятельно.
При разработке прогнозов социально-экономического развития муниципального образования при необходимости возможно привлечение научно-исследовательских или иных компетентных организаций.
2.2.7. Порядок мониторинга основных прогнозных показателей муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования определяют самостоятельно.
Рекомендуется мониторинг показателей долгосрочного прогноза осуществлять ежегодно, мониторинг показателей среднесрочного прогноза - ежеквартально.
Данные ежеквартального мониторинга рекомендуется использовать для определения ожидаемых годовых значений показателей среднесрочного прогноза муниципального образования.
В случае отклонений фактических значений основных показателей прогнозов социально-экономического развития муниципального образования от соответствующих годовых значений более чем на 10 процентов готовятся предложения по корректировке прогнозов.
2.2.8. Рекомендуется сопровождать прогноз социально-экономического развития муниципального образования пояснительной запиской, в которой приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования и пояснительная записка к ним размещаются на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.3. Стратегия социально-экономического развития
муниципального образования

2.3.1. Стратегия разрабатывается на срок не менее 15 лет на основе стратегического прогноза и (или) долгосрочного прогноза.
2.3.2. В Стратегии рекомендуется:
дать характеристику социально-экономического положения муниципального образования с учетом анализа тенденций и проблем в экономике и социальной сфере;
дать оценку конкурентных преимуществ и потенциала муниципального образования, в том числе природных ресурсов, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;
привести систему стратегических целей, приоритетных направлений и ценностей в сфере социально-экономического развития муниципального образования;
иные элементы, в том числе согласно разделу II приложения 8 к настоящей Методике.
2.3.3. Стратегия разрабатывается в порядке и в сроки, установленные органами местного самоуправления муниципального образования.
2.3.4. К разработке Стратегии рекомендуется приступать не позднее чем за год до окончания срока реализации ранее принятой Стратегии.
2.3.5. Стратегия подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.3.6. Разработка Стратегии для сельских (городских) поселений не обязательна.
Если сельское (городское) поселение принимает решение о разработке Стратегии, оно руководствуется основными положениями настоящей Методики.
Стратегия сельского (городского) поселения является составной частью Стратегии муниципального района.
2.3.7. Стратегия сельского (городского) поселения не должна противоречить Стратегии муниципального района, а в случае ее отсутствия в муниципальном районе Стратегия сельского (городского) поселения не должна противоречить Стратегии края.
2.3.8. При разработке Стратегии или ее отдельных разделов при необходимости возможно привлечение научно-исследовательских или иных компетентных организаций.

2.4. Программа комплексного социально-экономического
развития муниципального образования Пермского края

2.4.1. Программа разрабатывается муниципальными районами (городскими округами) на срок не менее шести лет и на период последующих трех лет на основе Стратегии и долгосрочного прогноза муниципального района (городского округа), а сельскими (городскими) поселениями - на срок не менее трех лет.
2.4.2. Программа должна содержать:
оценку итогов, проблем и сложившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования за предыдущие годы, характеристику текущего состояния экономики и социальной сферы;
долгосрочный прогноз муниципального образования;
цели, задачи и основные индикаторы социально-экономического развития муниципального образования на период реализации Программы;
сроки, этапы, механизмы реализации Программы, в том числе муниципальные программы, проекты и непрограммные мероприятия, обеспечивающие достижение целей социально-экономического развития муниципального образования на период реализации Программы;
прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации Программы. Количество показателей, характеризующих ожидаемые результаты реализации Программы, должно соответствовать количеству сформулированных в программе целей;
иные элементы, в том числе согласно разделу III приложения 8 к настоящей Методике.
2.4.3. Порядок, сроки, этапы, исполнители, уполномоченный орган (должностное лицо), ответственный за разработку и реализацию Программы, определяются муниципальным правовым актом.
2.4.4. Решение о разработке Программы принимается уполномоченным органом (должностным лицом) местного самоуправления муниципального образования не позднее чем за год до окончания срока реализации ранее принятой Программы.
Муниципальное образование в случае необходимости может привлекать к разработке Программы научно-исследовательскую и (или) иную компетентную организацию (далее - Разработчик). Средства на разработку Программы предусматриваются в бюджете муниципального образования.
Допускается в соответствии с техническим заданием осуществление отдельных этапов разработки Программы различными Разработчиками.
2.4.5. Программа утверждается муниципальным правовым актом в порядке и в сроки, установленные органами местного самоуправления муниципального образования.
2.4.6. Рекомендуется устанавливать необходимость проведения промежуточной (годовой) отчетности о ходе реализации Программы.
2.4.7. Промежуточная (годовая) отчетность о ходе реализации Программы содержит оценку социально-экономического развития муниципального образования за отчетный период с учетом поставленных Программой целей, задач и приоритетов, оценку уровня достижения ожидаемых результатов от реализации Программы, а также анализ причин, повлекших их отклонение от плановых значений.
2.4.8. На основе анализа промежуточной (годовой) отчетности может быть принято решение о необходимости корректировки показателей долгосрочного прогноза. Порядок, сроки, этапы, исполнители, уполномоченный орган (должностное лицо), ответственный за внесение изменений в Программу, определяются муниципальным правовым актом.
2.4.9. Программа подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.5. Муниципальные программы

2.5.1. Разработку муниципальных программ рекомендуется осуществлять в соответствии с действующим законодательством на основе Стратегии и Программы с учетом документов стратегического планирования Пермского края и Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
Перечень муниципальных программ муниципального района (городского округа) Пермского края утверждается муниципальным правовым актом соответствующего муниципального образования.
Конечные результаты муниципальных программ должны быть ориентированы на достижение целей Программы.
2.5.2. Муниципальные программы, в том числе сроки их реализации, утверждаются муниципальным правовым актом.
2.5.3. Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ устанавливается муниципальным правовым актом.
2.5.4. Проекты муниципальных программ могут подлежать публичному обсуждению. Порядок публичного обсуждения определяется муниципальным нормативным актом.
2.5.5. Представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ, а также предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
2.5.6. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные программы подлежат утверждению в сроки, установленные положением о бюджетном процессе муниципального образования.
2.5.7. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ муниципального образования включается в проект решения о бюджете муниципального образования по соответствующей каждой муниципальной программе целевой статье расходов бюджета муниципального образования в соответствии с утвердившим муниципальную программу муниципальным правовым актом.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете муниципального образования не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
2.5.8. По каждой муниципальной программе муниципального образования ежегодно рекомендуется проводить оценку эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются муниципальным правовым актом.
По результатам оценки эффективности и результативности муниципальной программы может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы муниципального образования, в том числе о необходимости изменения конечных результатов, сроков реализации, перечня мероприятий, целевых показателей, ресурсного обеспечения и объема бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы.
2.5.9. По истечении срока реализации муниципальной программы органу местного самоуправления муниципального образования рекомендуется готовить отчет об исполнении муниципальной программы.
Порядок и сроки подготовки и представления отчета об исполнении муниципальной программы утверждаются муниципальным нормативным актом.
Отчет об исполнении муниципальной программы содержит следующие разделы:
а) сравнительный анализ ситуации до принятия муниципальной программы и после ее завершения;
б) оценка степени достижения целей и задач муниципальной программы;
в) оценка уровня достижения целевых показателей муниципальной программы и причин отклонения фактических значений показателей муниципальной программы от плановых;
г) оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам муниципальной программы, по поселениям (для муниципальных районов) с указанием проблем их реализации;
д) оценка эффективности реализации муниципальных программ;
е) анализ финансовых и иных затрат на реализацию муниципальной программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий и исполнителей подпрограмм;
ж) выводы о целесообразности разработки очередной муниципальной программы.

2.5.11. Проекты муниципальных программ, утвержденные в установленном порядке муниципальные программы, отчеты об исполнении муниципальных программ подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Классификация муниципальных образований и Программ

Классификация муниципальных образований проводится Министерством территориального развития Пермского края (далее - Министерство).
В целях создания единого методического подхода при разработке муниципальными образованиями Стратегий и Программ Министерство ежегодно производит группировку муниципальных районов (городских округов) по уровню социально-экономического развития посредством дополнительного факторного анализа, а также через систему мониторинга показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, установленных действующим законодательством. Группировка производится на основании разработанной Министерством методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Классификация проводится только в отношении муниципальных районов (городских округов).
3.1. В соответствии с классификацией муниципальные районы (городские округа) относятся к одной из следующих групп:
3.1.1. первая группа - "Территории малого потенциала" - муниципальные образования с уровнем социально-экономического развития, близким к нулю (депрессивные территории);
3.1.2. вторая группа - "Территории низкого потенциала" - муниципальные образования с низким уровнем социально-экономического развития (проблемные территории);
3.1.3. третья группа - "Территории среднего потенциала" - муниципальные образования со средним уровнем социально-экономического развития (развивающиеся территории);
3.1.4. четвертая группа - "Территории высокого потенциала" - муниципальные образования с высоким уровнем социально-экономического развития (благополучные территории).
3.2. На основе вышеуказанной классификации, на основании сводного аналитического отчета, в соответствии со Стратегией и с учетом стратегических ориентиров развития, установленных на федеральном и краевом уровнях, муниципальные образования разрабатывают следующие виды Программ:
3.2.1. Программа на основе антикризисной стратегии - программа, ориентированная на разрешение сложнейших проблем и противоречий, нейтрализацию и устранение основных территориальных рисков. Основная цель Программы на основе антикризисной стратегии - разрешение текущих проблем и противоречий, нейтрализация и уменьшение рисков за счет имеющихся и в большей части привлекаемых возможностей и преимуществ, создание условий для появления новых возможностей и преимуществ. Программу на основе антикризисной стратегии разрабатывают муниципальные образования первой группы;
3.2.2. Программа на основе сбалансированной стратегии - программа, большей частью ориентированная на разрешение проблем и нейтрализацию рисков. Программу на основе сбалансированной стратегии рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям со значительным количеством проблем и рисков и малым количеством преимуществ и возможностей. Основные цели Программы на основе сбалансированной стратегии - устранение проблем и рисков, поэтапное создание возможностей для роста, укрепление существующих преимуществ. Программу на основе сбалансированной стратегии разрабатывают муниципальные образования второй группы;
3.2.3. Программа на основе стратегии умеренного роста - программа с элементами умеренного роста, ориентированная на разрешение проблем и устранение рисков. Программу на основе стратегии умеренного роста рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям с незначительным количеством проблем и угроз и малым количеством преимуществ и возможностей. Основная цель Программы на основе стратегии умеренного роста - устранение системных и структурных диспропорций, создание возможностей и увеличение количества и качества конкурентных преимуществ. Программу на основе стратегии умеренного роста разрабатывают муниципальные образования третьей группы;
3.2.4. Программа на основе стратегии опережающего роста - программа, ориентированная на интенсивное использование конкурентных преимуществ и возможностей. Программу на основе стратегии опережающего роста рекомендуется разрабатывать муниципальным образованиям с небольшим количеством проблем и рисков и большим количеством преимуществ и возможностей. Цель Программы на основе стратегии опережающего роста - инновационный рост (инновационные изменения) в нескольких сферах (отраслях). Программу на основе стратегии опережающего роста разрабатывают муниципальные образования четвертой группы.

IV. Общие требования к Программе

Программа разрабатывается с учетом документов стратегического планирования Российской Федерации и Пермского края, в том числе Стратегии края, Программы края.
В Программе необходимо отразить основные положения Стратегии, а также основные сведения и выводы из аналитических записок по итогам социально-экономического развития муниципального образования за последние годы, характеристику текущего состояния экономики и социальной сферы (раздел VI приложения 8 к настоящей Методике), в том числе:
4.1. перечень и описание основных конкурентных преимуществ муниципального образования;
4.2. перечень и описание основных проблем муниципального образования;
4.3. перечень и описание конкурентного потенциала - основных положительных перспектив и существующих возможностей для использования существующих и (или) привлекаемых конкурентных преимуществ;
4.4. перечень и описание основных угроз - опасностей, негативных трендов и тенденций социально-экономического развития муниципального образования;
4.5. элементы и принципы текущей Стратегии, включая:
структурированные стратегические цели и направления развития муниципального образования в различных сферах жизнедеятельности, отраслевые стратегии при их наличии;
систему ценностей, принципов, приоритетов и подходов к реализации Стратегии, при этом в Стратегию рекомендуется включить следующие основные принципы:
принцип программно-целевого планирования и управления, означающий, что планирование и управление должны осуществляться на основе и в соответствии со стратегическими целями, установленными в Стратегии;
принцип системности, означающий, что все элементы Стратегии должны представлять собой целостную систему взаимоувязанных и сбалансированных целей и задач;
принцип единства целей и средств их достижения, означающий, что для каждой цели должны существовать и быть приведены и описаны средства ее достижения;
принцип открытости планирования Стратегии и Программы, означающий, что весь процесс планирования является открытой процедурой;
4.6. прогнозные интегральные показатели реализации Стратегии;
4.7. в приложении к Программе рекомендуется привести иерархическую структуру целей, которую рекомендуется разрабатывать с учетом Программы края.
Примерная форма иерархической структуры целей и примерная техника декомпозиции целей приведены в приложениях 1 и 6 к настоящей Методике, примерная форма регистра - классификатора целей приведена в приложении 2 к настоящей Методике;
4.8. укрупненный план достижения основных показателей, установленных Стратегией, с этапами 5, 10, 15, 20, 30 лет;
4.9. реквизиты муниципального правового акта, регулирующего порядок разработки и внесения изменений в Стратегию;
4.10. реквизиты муниципального правового акта, содержащего описание системы муниципального и общественного контроля реализации Стратегии;
4.11. реквизиты муниципального правового акта, регулирующего порядок внесения изменений в Программу;
4.12. реквизиты муниципального правового акта, содержащего описание системы контроля исполнения Программы.
Программа оформляется в виде:
паспорта Программы согласно приложению 3 к настоящей Методике;
текстовой части Программы;
приложений к Программе в виде аналитических таблиц и расчетов, спецификаций, пояснительных и аналитических записок и отчетов, использованных при разработке Программы.

V. Разработка Программы

5.1. Общий перечень мероприятий

Общая процедура разработки Программы представляет совокупность последовательно выполняемых этапов:
5.1.1. организационно-подготовительный этап;
5.1.2. формирование информационно-аналитической базы данных, группировка данных;
5.1.3. обобщение и первичный анализ информации;
5.1.4. оценка степени реализации Стратегии на момент разработки Программы;
5.1.5. формирование и (или) пересмотр и обоснование целей и задач, основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, ожидаемых результатов реализации Программы на плановый период;
5.1.6. формирование и (или) пересмотр мероприятий;
5.1.7. определение и (или) пересмотр размеров и источников ресурсного обеспечения Программы;
5.1.8. определение и (или) пересмотр ожидаемых социально-экономических и экологических результатов реализации Программы;
5.1.9. разработка и (или) пересмотр механизмов реализации и контроля за исполнением Программы.

5.2. Мероприятия организационно-подготовительного этапа

5.2.1. Общая процедура осуществления организационно-подготовительного этапа может состоять из следующих подэтапов:
5.2.1.1. инициирование процесса разработки и (или) пересмотра Программы;
5.2.1.2. принятие органами местного самоуправления муниципального образования решения о разработке и (или) пересмотре Программы в соответствии с утвержденной процедурой;
5.2.1.3. подготовка, согласование и утверждение технического задания на разработку Программы, утверждение методологии, принципов и структуры Программы, порядка их разработки;
5.2.1.4. описание процедуры выбора Разработчика Программы (в случае привлечения Разработчика на конкурсной основе) или указание уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования (должностного лица), ответственного за разработку;
5.2.1.5. формирование рабочей группы, определение состава исполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке проекта Программы (проекта поправок в Программу);
5.2.1.6. составление плана-графика разработки Программы.
5.2.2. Предложение по разработке и (или) пересмотру Программы может содержать:
краткое описание текущего социально-экономического положения муниципального образования;
обоснование необходимости разрешения проблем и противоречий, не предусмотренных ранее принятой и действующей Программой;
обоснование необходимости пересмотра программных целей и задач;
определение новых или пересмотр существующих задач и мероприятий, которые должны быть решены в рамках Программы;
обоснование новых или пересмотр существующих проектов и целевых программ;
предварительную оценку социально-экономической эффективности от разработки (пересмотра) и реализации Программы.
Инициаторами внесения предложений по разработке или пересмотру Программы могут выступать любые заинтересованные лица.
5.2.3. Решение о разработке Программы принимается в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципального образования.
В решении рекомендуется:
отразить основание разработки или пересмотра Программы;
определить Разработчика Программы или процедуру по выбору Разработчика;
определить эксперта (группу экспертов, экспертное учреждение) для рецензирования разработанной Программы;
установить срок разработки Программы;
при необходимости определить предельную стоимость разработки Программы.
5.2.4. В состав рабочей группы по разработке Программы целесообразно включать специалистов структурных подразделений местной администрации, иных представителей органов местного самоуправления муниципального образования, бизнес-структур и некоммерческих организаций, ведущих деятельность на территории муниципального образования, специалистов в различных областях знаний и иных заинтересованных лиц, проживающих в муниципальном образовании.
В состав рабочей группы по разработке Программы также рекомендуется включить специалиста Министерства территориального развития Пермского края с целью оказания консультативной и методической помощи рабочей группе по разработке Программы.
5.2.5. Финансирование разработки проекта Программы осуществляется за счет собственных или привлеченных средств муниципального образования.
5.2.6. Завершающим итогом организационно-подготовительного этапа является утверждение плана-графика разработки Программы, в котором указаны все стадии ее формирования, сроки выполнения конкретных работ и ответственные лица.

5.3. Формирование информационно-аналитической базы данных и
группировка данных

Главная задача этапа формирования информационно-аналитической базы данных и группировки данных - определение видов, типов и характера необходимой для разработки Программы информации, источников и методов ее сбора.
5.3.1. При разработке Программы рекомендуется использовать уровень и динамику показателей социально-экономического развития муниципальных образований, утвержденных для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов органами государственной власти Российской Федерации и Пермского края.
5.3.2. Аналитический материал обобщается в свободной форме.
5.3.3. При формировании аналитических таблиц рекомендуется отражать показатели социально-экономического развития муниципального образования за три года, предшествующие планируемому периоду, и прогнозные значения показателей на шестилетний период в разбивке по годам.
5.3.4. Источниками информации могут быть официальные статистические отчеты, характеризующие развитие муниципального образования, прогнозно-аналитические и отчетные материалы, разрабатываемые муниципальным образованием, данные бухгалтерской и статистической отчетности хозяйствующих субъектов, иная информация.
5.3.5. Обязательным требованием к данным является верифицируемость, то есть возможность получения данной информации третьими лицами с теми же цифровыми параметрами из тех же или иных источников.
5.3.6. Информация, полученная из неофициальных источников, должна быть помечена специальными символами. К указанной информации даются пояснения о достоверности источников и уровне релевантности самих данных (уровне соответствия данных действительности, их применимости и необходимости для расчетов).
5.3.7. Сведенные в аналитических таблицах данные позволят предварительно определить динамику показателей, выявить положительные и отрицательные тренды и тенденции, предварительно установить причинно-следственные связи изменений.
5.3.8. Полученные показатели нужно сопоставить, установив процент отклонения, с:
среднекраевыми (среднее значение показателя в Пермском крае) показателями;
худшим показателем в Пермском крае;
лучшим показателем в Пермском крае.
В случае необходимости можно сопоставить показатели с показателями других муниципальных образований или другого субъекта Российской Федерации.
5.3.9. Полученные данные рекомендуется свести и обобщить в свободной форме.
5.3.10. Информационно-аналитическая база данных должна содержать ссылки на действующие и утратившие силу (при необходимости) нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие характеристики, оценки, выводы, предложения, рекомендации по отдельным направлениям и проблемам социального и экономического развития муниципального образования.
5.3.11. В информационно-аналитическую базу данных могут быть включены ссылки на иные источники информации, если это необходимо для целей разработки или пересмотра Программы.

5.4. Обобщение и анализ информации

Главная задача этапа обобщения и анализа информации - определение уровня текущего социально-экономического развития муниципального образования на момент разработки Программы, текущих и вновь выявленных конкурентных преимуществ и возможностей, проблем и рисков.
5.4.1. На данном этапе используются сгруппированные данные и информация, полученные на предыдущем этапе.
5.4.2. Данные (имеющие числовые значения как абсолютные, так и относительные) должны быть кратко прокомментированы. Каждому показателю или группе связанных показателей должен быть дан соответствующий аналитический комментарий, позволяющий судить о содержании, причинно-следственных связях и способе получения данного показателя.
5.4.3. Каждой условно однородной группе показателей необходимо дать обобщенную письменную характеристику, которую следует оформить в виде аналитической записки.
Аналитические записки рекомендуется объединить в аналитические отчеты по направлениям функционирования и развития муниципального образования:
экономическое развитие, включая промышленность, сельское хозяйство, торговлю и иные сферы и отрасли экономического развития;
инфраструктура и ресурсы;
социальная политика;
иные.
За основу рекомендуется принять блоки-направления, закрепленные в действующей модели управления муниципальным образованием, что обеспечит логику и сопоставимость систем прогнозирования, анализа, планирования и управления территорией.
5.4.4. В аналитической записке по каждому разделу рекомендуется дать предварительную оценку всем существенным отклонениям развития муниципального образования, указав по возможности все установленные причины таких отклонений.
5.4.5. В ходе обработки, обобщения и анализа информационной базы необходимо исследовать традиционные виды хозяйственной деятельности, основные отрасли экономики муниципального образования, выявить причины, обусловившие текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.

5.5. Оценка степени реализации Стратегии в текущий период

Главная задача этапа оценки степени реализации Стратегии в текущий период - определение того, насколько динамика и направление текущего развития муниципального образования соответствуют действующей Стратегии.
5.5.1. В данном разделе рекомендуется перечислить все цели муниципального образования, сформулированные в Стратегии.
5.5.2. Каждой цели рекомендуется дать оценку степени ее текущей реализации в процентном отношении от 0 до 100%.
5.5.3. Для установления общей степени отклонения можно использовать данные подраздела 5.4, которые покажут общий процент отклонения показателей от целевых.
5.5.4. Оценка показателей текущего социально-экономического развития муниципального образования позволит обозначить и проанализировать следующие основные элементы:
5.5.4.1. степень и уровень вовлеченности и использования установленных в Стратегии и предыдущей Программе конкурентных преимуществ муниципального образования - резервов и запасов;
5.5.4.2. вновь появившиеся и (или) выявленные конкурентные преимущества - резервы и запасы;
5.5.4.3. степень разрешения проблемных ситуаций и проблем, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.4. вновь появившиеся и (или) выявленные проблемные ситуации и проблемы;
5.5.4.5. степень и уровень использования положительных потенциалов - возможностей, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.6. вновь появившиеся и (или) выявленные возможности, положительные тренды и тенденции;
5.5.4.7. степень и уровень нейтрализации угроз - негативных трендов и тенденций, установленных Стратегией и предыдущей Программой;
5.5.4.8. вновь появившиеся и (или) выявленные угрозы - негативные тренды и тенденции, степень риска.
5.5.5. С целью проведения аналитической работы рекомендуется использовать аналитические данные информационно-аналитической системы Пермского края, справочную информацию, полученную от исполнительных органов государственной власти Пермского края, официальную статистическую информацию, показатели и индикаторы, используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Допускается использование в аналитической работе данных социологических опросов.

5.6. Анализ и описание конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества - это ресурсы (резервы и запасы) уникального свойства, которыми владеет или которые может привлечь муниципальное образование.
5.6.1. Перечень конкурентных преимуществ может содержать количественные оценки наличия (запаса) и вовлеченности (степени использования) в обороте соответствующих ресурсов.
5.6.2. Необходимо выявить и перечислить конкурентные преимущества в следующих сферах управления и развития муниципального образования:
территориальные конкурентные преимущества;
природные конкурентные преимущества;
экономические конкурентные преимущества;
иные конкурентные преимущества.
5.6.3. Территориальные конкурентные преимущества отражают ресурсы муниципального образования в использовании транспортно-географического положения и могут включать следующие элементы:
высокий уровень пропускной способности существующих путей сообщения с указанием запаса пропускной способности;
близость к запасам сырья и производственным объектам в километрах или иных относительных единицах в сопоставлении с данными запасами и объектами;
уникальность климатических и ландшафтных условий;
развитую производственную и социальную инфраструктуру (показать уникальность параметров);
уникальную экологическую обстановку (оценить самостоятельно или представить данные из независимых источников);
иные конкурентные преимущества.
5.6.4. Природные ресурсы отражают уникальные земельные, минерально-сырьевые, лесные, водные и иные ресурсы.
Следует составить перечень таких ресурсов с обоснованием их уникальности и приведением их количественных и качественных характеристик, абсолютных или относительных.
5.6.5. Экономические конкурентные преимущества могут включать:
5.6.5.1. уникальные трудовые ресурсы, состоящие из наличия квалифицированных трудовых кадров и свободных и (или) готовых к быстрому переобучению трудовых кадров. Определяются через образовательный, квалификационный, профессиональный состав местного рынка рабочей силы. Могут отражать их неполную занятость в разрезе отраслей и сфер деятельности, форм собственности, специальностей, иные уникальные свойства местного рынка труда;
5.6.5.2. производственные ресурсы, включающие наличие уникальных производственных резервов на организациях всех видов и форм собственности. Определяются через резервы по структуре и объемам производства, запасы, эффективность использования производственных фондов и мощностей, избыточные инфраструктурные мощности, иные резервы и запасы производственного характера;
5.6.5.3. научно-инновационные ресурсы могут включать общие достижения научно-технического прогресса. Определяются величиной и качеством готовых к применению на местном уровне фундаментальных и прикладных научных разработок;
5.6.5.4. инвестиционные ресурсы могут включать юридически оформленные договоренности муниципального образования с отечественными и зарубежными инвесторами, предпринимателями, населением о суммах, сроках и условиях финансирования инвестиционных, социальных и иных проектов.
Указанный перечень конкурентных преимуществ является открытым и может включать иные выявленные конкурентные преимущества муниципального образования.

5.7. Анализ и описание конкурентного потенциала
муниципального образования

Конкурентный потенциал - положительные перспективы и возможности для использования существующих и (или) привлекаемых конкурентных преимуществ.
Конкурентный потенциал может включать:
5.7.1. территориальный потенциал, определяющий положительные перспективы и возможности использования существующих и получения новых территориальных преимуществ;
5.7.2. природный потенциал, определяющий положительные перспективы и возможности добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов;
5.7.3. экономический потенциал, включающий:
трудовой потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности использования существующего кадрового состава муниципального образования;
производственный потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности в сфере промышленного производства;
научно-инновационный потенциал, который характеризует положительные перспективы и возможности муниципального образования в сфере повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) в связи с использованием достижений научно-технического прогресса на местном уровне;
инвестиционный потенциал, который отражает положительные перспективы и существующие возможности для привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей и населения, а также средств из иных источников;
5.7.4. иные положительные перспективы и возможности, связанные с изменениями в социальной сфере территории, в разрезе таких характеристик, как:
устойчивый рост уровня жизни населения;
устойчивая положительная динамика условий жизни и социально-психологического комфорта (социального самочувствия) в муниципальном образовании;
устойчивый рост качества медицинского обслуживания;
устойчивый рост качества образования;
устойчивый рост уровня личной безопасности;
устойчивое снижение уровня преступности.
5.7.5. Рекомендуется также оценить положительные перспективы муниципального образования, обусловленные иными возможностями, представляемыми внешней средой, в том числе в связи с участием в международных, федеральных и краевых программах.

5.8. Основные проблемы муниципального образования (слабые
стороны)

Территориальные проблемы - это текущие проблемные ситуации и нерешенные проблемы муниципального образования, негативно влияющие на уровень социально-экономического развития муниципального образования.
5.8.1. На данном этапе следует обозначить существующие и указанные в Стратегии, а также вновь выявленные проблемы и негативные тренды и тенденции, которые создают препятствия для нормального развития муниципального образования и роста уровня социально-экономического развития, инвестиционной и социальной привлекательности муниципального образования.
5.8.2. Рекомендуется привести перечень тех проблем и противоречий, без решения которых нормальное поступательное развитие муниципального образования невозможно.
Это могут быть следующие проблемы:
высокий уровень преступности;
низкая активность бизнеса;
недостаточное развитие транспортной (магистральной) инфраструктуры;
неравномерное (диспропорциональное) развитие транспортной (магистральной) инфраструктуры;
низкая обеспеченность жильем и высокие издержки на содержание жилого фонда;
отсутствие утвержденных документов территориального планирования - схемы территориального планирования, генеральных планов городских округов и сельских поселений;
большая доля ветхого и аварийного жилищного фонда;
высокая изношенность объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.);
наличие объектов, негативно воздействующих на природные системы и среду обитания человека;
мелкоселенность территории (менее 100 человек), наличие отдаленных населенных пунктов;
неэффективная инфраструктурная и социальная сеть, связанная с большой площадью муниципального образования, мелкоселенностью и отдаленностью населенных пунктов;
тенденции к расширению границ населенных пунктов без обеспечения присоединяемых земель инфраструктурной сетью.
5.8.3. Проблемы рекомендуется классифицировать по различным признакам: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, по иным основаниям.

5.9. Основные угрозы - негативные факторы внутренней и
внешней среды

Основные угрозы - это негативные внутренние и внешние тренды и тенденции развития, которые могут в будущем оказать негативное воздействие на устойчивое развитие муниципального образования.
5.9.1. На данном этапе необходимо описать существующие и потенциальные негативные факторы, внутренние и внешние отрицательные тренды и тенденции, которые могут снизить уровень социально-экономического развития муниципального образования.
5.9.2. Для прогнозируемых негативных событий рекомендуется оценить вероятность их наступления (степень риска), проанализировать динамику показателей, а также построить карту (таблицу) распределения рисков.
5.9.3. В муниципальном образовании могут быть выявлены следующие угрозы:
снижение численности населения;
рост уровня преступности;
снижение уровня экономического развития;
рост диспропорций в развитии транспортной (магистральной) инфраструктуры;
снижение обеспеченности жильем;
рост издержек на содержание жилого фонда;
рост количества неразработанных, несогласованных и неутвержденных нормативных документов, влияющих на планомерное эффективное развитие муниципального образования;
рост количества ветхого и аварийного жилищного фонда;
увеличение степени изношенности объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.);
рост уровня выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и степени их опасности;
иные угрозы.
5.9.4. В Программе отражаются угрозы, которые были указаны в предыдущей Программе и не нейтрализованы на момент разработки новой Программы, а также угрозы, вновь выявленные в ходе анализа социально-экономического положения муниципального образования в текущем периоде.
5.9.5. Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, иные.
5.9.6. Самые сильные угрозы находятся на пересечении текущей проблемы и соответствующего ей негативного тренда.
5.9.7. В приложении 4 к настоящей Методике приведена примерная техника SWOT-анализа текущего социально-экономического положения муниципального образования.

5.10. Формирование и обоснование целей и задач, основных
направлений и приоритетов социально-экономического развития
муниципального образования, ожидаемых результатов реализации
Программы на плановый период

5.10.1. Формирование системы стратегических целей развития муниципального образования является важнейшим этапом разработки Программы, который в дальнейшем определяет весь ход процесса обоснования и выбора наиболее эффективных направлений развития муниципального образования.
5.10.2. Цели и задачи, изложенные в Программе, должны полностью соответствовать стратегическим целям, изложенным в Стратегии, а также не должны противоречить основным направлениям социально-экономического развития Пермского края и Российской Федерации в целом.
5.10.3. При формировании целевого блока Программы необходимо привести иерархическую структуру целей.
5.10.4. Структура целей должна быть ясной и непротиворечивой. Примерная форма иерархической структуры целей приведена в приложении 1 к настоящей Методике.
В процессе декомпозиции целей следует оценить степень вклада достигнутой цели низкого порядка в цель более высокого порядка, что установит степень приоритетности.
В первую очередь следует направлять усилия на цели с наиболее высокой степенью вклада в реализацию вышестоящей цели. Такие цели будут иметь более высокий уровень приоритета. В приложении 5 к настоящей Методике приведена примерная техника декомпозиции целей.
Вышеуказанный метод позволит получить обоснованный и сбалансированный план достижения целей и позволит установить обоснованную очередность выполнения программных мероприятий в условиях ресурсных ограничений.
Полученная таким образом иерархическая структура целей станет основой для следующего этапа - формирования проектных и непроектных мероприятий.
5.10.5. Через заданные целевые параметры и приоритеты в Программе должны быть отражены основные направления развития муниципального образования, например:
социальная политика;
экономическая политика;
развитие инфраструктуры и ресурсной базы;
развитие общественных финансов;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
повышение эффективности муниципального управления;
иные.
5.10.6. Принимая во внимание существующие системные и ресурсные ограничения муниципального образования, в Программе не рекомендуется определять более трех приоритетных направлений.
С учетом установленных в Программе приоритетов органы местного самоуправления муниципального образования смогут принимать верные решения в короткие сроки без проведения дополнительного анализа.
Приоритетные направления должны находиться под усиленным контролем и вниманием органов местного самоуправления муниципального образования.
Основная цель создания приоритетных направлений - концентрация усилий и ресурсов на определенном отрезке времени.
5.10.7. В Программе каждому мероприятию должен соответствовать оцифрованный результат.
5.10.8. Должно быть приведено описание решения задач и измеримый результат.

5.11. Разработка целевых мероприятий

5.11.1. Для каждой цели рекомендуется разработать ее спецификацию, то есть определить ее достижение через муниципальные программы, проекты и непрограммные мероприятия.
В приложении 6 к настоящей Методике приведена примерная форма спецификации цели.
5.11.2. Спецификация составляется для всех целей.
По индексу и ветви цели всегда можно установить взаимосвязь всей системы целей.
5.11.3. В спецификации рекомендуется указывать:
виды мероприятий: муниципальная программа, проект, непрограммное мероприятие;
срок, в течение которого и к которому должно быть выполнено мероприятие.
К каждой спецификации рекомендуется прилагать пояснительную записку.
После составления спецификаций рекомендуется сформировать сводный план мероприятий согласно приложению 7 к настоящей Методике.
5.11.4. Муниципальные программы, проекты и непрограммные мероприятия, изложенные в соответствующем разделе Программы (раздел IV приложения 8 к настоящей Методике), должны отвечать целям и задачам, представленным в Программе ранее. При этом не должно быть мероприятий, реализация которых направлена на решение задач и проблем, не отраженных в Программе.
5.11.5. Для достижения каждой конкретной цели, определенной в третьем разделе макета, должна быть разработана и приложена спецификация цели с развернутым комплексом мероприятий по ее достижению.
5.11.6. В случаях когда решение поставленных задач на текущий момент не представляется возможным либо не относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования, в тексте Программы должны быть даны краткие комментарии, развернутые далее в пояснительной записке.

5.12. Определение ожидаемых социально-экономических
и экологических результатов реализации Программы

На данном этапе следует спрогнозировать эффективность запланированных мероприятий.
В зависимости от общих целей Программы и интересов ее участников может быть приведен прогноз любых значимых показателей:
экономических (увеличение объемов производства продукции и услуг в перспективных отраслях экономики, рост инвестиций и т.п.);
социальных (приводятся физические показатели роста социальной обеспеченности, уровня жизни населения, увеличения производства социально значимой продукции, прироста числа рабочих мест и другие);
бюджетных (в денежном выражении показывается увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и (или) сокращение их расходной части и т.п.);
иных показателей.

5.13. Механизмы управления и контроля

5.13.1. Выбор исполнителей программных мероприятий должен быть обоснован.
5.13.2. В ходе подготовки и реализации Программы органами местного самоуправления муниципального образования должны быть определены механизмы управления и контроля реализации Программы:
разработано техническое задание на разработку Программы в целом и в частях;
определен круг лиц, принимающих участие в реализации программных мероприятий;
заключены соответствующие договоры (соглашения) с инвесторами и участниками Программы;
организован и обеспечен систематический контроль за ходом выполнения отдельных работ и мероприятий;
организована подготовка информационно-аналитических отчетов перед исполнительными органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления муниципального образования, а также инвесторами о ходе реализации Программы;
организовано и обеспечено информирование населения муниципального образования о ходе реализации Программы.





Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма иерархической структуры целей


Цель № 1
"Ценностная"



Цель № 1.1 Цель № 1.2 Цель № 1.3
"Операционная" "Операционная" "Операционная"



Подцель Задача 1.1.1 Задача 1.1.2
1.1.1



Задача Подзадача Подцель Подцель
1.1.1.1 1.1.2.1 1.1.2.2 1.1.2.3






Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма регистра - классификатора целей

№ п/п
Описание цели
Индекс <*>
Вид
Уровень
У. вес <**>
1
2
3
4
5
6
1
Описание цели
000000
Ценностная
1

2
Описание цели
000000
Операционная
2
40%
3
Описание цели
000000
Операционная
2
30%
4
Описание цели
000000

3
15%
5
Описание цели
000000

3
15%

--------------------------------
<*> Индекс - код цели.
<**> У. вес (условный вес) - процентная оценка вклада цели нижнего уровня в достижении вышестоящей цели при условии ее (подцели) полной и своевременной реализации.





Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма

Паспорт Программы

Наименование Программы

Основание разработки Программы

Заказчик Программы

Разработчик Программы

Цель Программы

Перечень основных задач Программы

Основные разделы Программы

Сроки реализации Программы

Основные участники Программы (исполнители)

Общая стоимость Программы и источники финансирования

Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Контроль за реализацией Программы

Ответственный за реализацию Программы






Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная техника SWOT-анализа текущего
социально-экономического положения муниципального
образования

После установки общего перечня конкурентных преимуществ, возможностей и потенциалов, проблем и угроз рекомендуется подвергнуть дальнейшему анализу полученные данные.
1. Конкурентные преимущества муниципального образования следует:
1.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии их отбора;
1.2. пронумеровать по порядку и присвоить соответствующий индекс каждому преимуществу;
1.3. провести оценку относительной ценности каждого преимущества и присвоить уровень ценности от 1 до 4, где 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень, 4 - наивысший уровень;
1.4. ранжировать преимущества по уровню ценностей;
1.5. данные представить (оформить) в форме таблиц;
1.6. установить количество преимуществ по всем уровням ценностей.
2. Проблемы и проблемные ситуации (слабые стороны) следует:
2.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии их выявления ("Транспорт - тарифы", "ЖКХ - тарифы", "ЖКХ - инфраструктура", "ЖКХ - аварийное жилье" и т.п.);
2.2. подвергнуть проблемы декомпозиции с целью разворачивания проблемных ситуаций до уровня неделимых элементов, которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленного поэтапного разрешения;
2.3. пронумеровать и присвоить проблемным ситуациям, проблемам и их элементам соответствующие индексы;
2.4. провести оценку уровня опасности проблем от 1 до 4, где 1 - неопасные, 2 - средней степени опасности, 3 - опасные, 4 - особо опасные (критерии уровней оценки опасности возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
2.5. ранжировать проблемы по уровню опасности;
2.6. данные представить (оформить) в виде таблиц;
2.7. установить количество проблем по всем уровням опасности.
3. Потенциал (возможности и совокупности возможностей) следует:
3.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии выявления;
3.2. подвергнуть потенциал (совокупность возможностей) декомпозиции с целью разворачивания потенциала до уровня неделимых элементов (возможностей), которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленного использования;
3.3. пронумеровать и присвоить совокупностям возможностей и возможностям соответствующие индексы;
3.4. провести оценку уровня потенциала для каждой возможности по шкале от 1 до 4, где 1 - низкий потенциал, 2 - средний потенциал, 3 - высокий потенциал, 4 - наивысший потенциал (критерии уровней потенциалов возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
3.5. ранжировать возможности по уровням потенциала;
3.6. организовать данные в табличной форме;
3.7. установить количество возможностей по каждому из уровней потенциалов.
4. Негативные тренды и тенденции (угрозы) следует:
4.1. классифицировать по основаниям, которые были использованы на стадии выявления трендов и тенденций (угроз);
4.2. подвергнуть угрозы (тренды и тенденции) декомпозиции с целью их разворачивания до уровня неделимых элементов (угроз), которые можно описать в цифровом выражении и объективировать с целью их целенаправленной нейтрализации;
4.3. пронумеровать и присвоить угрозам (трендам и тенденциям) соответствующие индексы;
4.4. провести оценку уровня риска для каждой угрозы по шкале от 1 до 4, где 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень риска, 3 - высокий уровень риска, 4 - наивысший уровень риска, означающий, что угроза в ближайшее время (в течение текущего года) станет проблемой (критерии оценки рисков возможно устанавливать на основании специфики каждой территории);
4.5. ранжировать угрозы по уровню риска;
4.6. данные представить (оформить) в форме таблиц;
4.7. установить количество угроз по всем уровням риска.
После того, как данные по всем группам элементов анализа получены и сведены в табличном виде, необходимо сравнить количество проблем с количеством конкурентных преимуществ, количество возможностей с количеством угроз с целью сопоставления сильных сторон и возможностей для разрешения проблем, снятия противоречий и нейтрализации угроз.





Приложение 5
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная техника декомпозиции целей

1. Установить стратегическую цель высшего уровня - Генеральную цель "S-0001".
2. Установленную цель "S-0001" следует декомпозировать в цели второго уровня "S-0011", "S-0012", "S-0013", "S-0014" - Цели-ценности.
3. Цели второго уровня следует подвергнуть дальнейшей декомпозиции (разворачиванию) второго порядка до целей третьего уровня - Целей-задач. Например, для цели второго уровня "S-0011" декомпозиция будет выглядеть следующим образом: "S-0111", "S-0112", "S-0113", "S-0114".
4. В ходе анализа и оценки необходимо установить степень вклада каждой нижестоящей цели в реализацию цели более высокого уровня. Например, для цели "S-0001" декомпозиция может выглядеть так:
"S-0011" - (30%) - 1;
"S-0012" - (20%) - 3;
"S-0013" - (25%) - 2;
"S-0014" - (25%) - 2;
"S-0111" - (20%) - 3;
"S-0112" - (15%) - 4;
"S-0113" - (35%) - 1;
"S-0114" - (30%) - 2.
5. Таким образом, наибольший уровень приоритета присваивается цели с наибольшим вкладом в реализацию (в данном случае - "S-0011" и далее - "S-0113"), поскольку именно такой путь будет наиболее эффективным.
6. В случае недостатка ресурсов для реализации целей с более высоким приоритетом будут выполняться мероприятия для достижения целей с более низким приоритетом, однако с достаточными ресурсами.
7. Выравнивание по бюджетному ограничению должно проводиться также на основе принципа приоритетности целей. В первую очередь должны финансироваться мероприятия с более высокими уровнями приоритетов.





Приложение 6
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма

Спецификация цели № 0000

Цели 1, 2, 3, 4-го уровней
1
Индекс
2. Р. Индекс

00000
000000
3
Описание
Ввести краткое наименование цели
4
Подробное описание
Точно и подробно описать конечный результат
5
Критерии измеримости
Указать 3-7 цифровых критериев (индикаторов), по которым будет измеряться уровень достижения цели
Начальное значение
Целевое значение
Изменение
Значимость
Комментарий
5.1
Критерий 1





5.2
Критерий 2





5.3
Критерий 3





5.4
Критерий 4





5.5
Критерий 5





5.6
Критерий 6





5.7
Критерий 7





6
Оценка достижимости
1 - безусловно достижима, 2 - достижима при определенных условиях
7
Перечень условий
Общий перечень условий и сочетание их выполнения: одно из..., два из..., все, первое или второе и... и т.д.
7.1
Условие 1
Описание условия 1
7.2
Условие 2
Описание условия 2
7.3
Условие 3
Описание условия 3
8
История цели
Необходимо указать историю цели: выполнена, изменена (разделена, объединена с другой) и т.д.
9
Цели и задачи нижнего уровня

Наименование
Индекс
Вес
Комментарий
9.1




9.2




9.3




9.4




10
Механизм реализации цели (в данном разделе указываются муниципальные программы, проекты и непрограммные мероприятия по достижению цели). Формируется для конечных целей и задач

Механизм
Индекс
Бюджет
Источники финансирования
Срок
Комментарий
10.1
Задача 0001





10.2
Проект 1-0001





10.3
Мероприятие 1-0001





10.4
Проект 2-0001





10.5
Задача 0002





10.6
Подзадача 0012





10.7
Проект 1-0012





10.8
Мероприятие 1-0012










Приложение 7
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма

Сводный план мероприятий

№ п/п
Индекс
Описание
Бюджет
Источник
Срок реализации, годы
Источник финансирования
Ожидаемый конечный результат
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Направление "Наименование"
1
00001
Цель







Операционная цель







Подцель







Задача 1







Проект 1







Проект 2







Задача 2







Проект 1







Мероприятие 1







Мероприятие 2





2
00002
Цель







Операционная цель 1







Задача - 1







Задача - 2







Подзадача - 21







Подзадача - 22







Проект - 221







Проект - 222







Мероприятие 221







Мероприятие 222










Приложение 8
к Методическим рекомендациям
по разработке программы комплексного
социально-экономического развития
муниципального образования Пермского края

Примерная форма

Макет программы комплексного социально-экономического
развития муниципального образования

№ п/п
Разделы структуры программы
1
2
1
I. Введение
1.1
Общие положения
1.2
Оценка итогов и сложившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования за предыдущие годы, характеристика текущего состояния экономики и социальной сферы, анализ проблем развития территории
1.3
Текущий уровень социально-экономического развития. Принадлежность к группе
1.4
Тип Программы (стратегия развития)
2
II. Основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования
2.1
Перечень и описание основных конкурентных преимуществ
2.2
Перечень и описание конкурентного потенциала
2.3
Перечень и описание основных проблем
2.4
Перечень и описание основных угроз
2.5
Краткие выводы из анализа конкурентных преимуществ муниципального образования
2.6
Элементы, основные принципы и ценности стратегии
2.7
Структура долгосрочных целей (с приложением иерархической структуры)
2.8
Перечень основных направлений развития
2.9
Перечень и описание отраслевых стратегий (при наличии)
2.10
Система принципов реализации стратегии
2.11
Описание и обоснование приоритетов развития и ценностей
2.12
Описание основных подходов реализации стратегии
2.13
Прогнозные интегральные показатели реализации стратегии
2.14
Описание системы достижения целей
2.15
Перечень задач, сопоставленных целям, с описанием методов решения задачи и результатами ее решения
2.16
Укрупненный календарный план достижения основных показателей стратегии (5, 10, 15, 20, 30 лет)
2.17
Описание нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру стратегического планирования
3
III. Программа социально-экономического развития муниципального образования
3.1
Перечень главных (долгосрочных) стратегических целей муниципального образования
3.2
Стратегическая цель 1 "Наименование"
3.3
Стратегическая цель 2 "Наименование"
3.4
Иные
3.5
Взаимосвязь Программы и Стратегии. Краткая формулировка главных целей, задач и ожидаемых результатов на плановый период
3.6
Перечень целей и задач по направлениям на плановый период (с указанием целевых значений)
3.7
Направление 1 "Наименование"
3.8
Цель 1.1 "Наименование"
3.9
Задача 1.1.1 "Наименование"
3.10
Задача 1.1.2 "Наименование"
3.11
Задача № "Наименование"
4
IV. Деятельность по достижению целей (с указанием целевых значений)
4.1
1. Деятельность по достижению целей по направлению "Наименование"
4.2
Цель № "Наименование"
4.3
Задача № "Наименование"
4.4
Муниципальная программа № "Наименование"
4.5
Проект № "Наименование"
4.6
Иные
5
V. Заключительные положения
5.1
Ответственность и контроль за исполнением Программы
6
VI. Приложения
6.1
Аналитические записки по итогам социально-экономического развития муниципального образования за последние годы, характеристике текущего состояния экономики и социальной сферы, анализу проблем развития муниципального образования
6.2
Основные сценарные условия развития муниципального образования на годы реализации Программы
6.3
Перечень муниципальных программ, проектов и непрограммных мероприятий, сопоставленных целям, с описанием и оцифровкой ожидаемых результатов реализации программ
6.4
Сводный прогноз целевых программных показателей (по годам)
6.5
Программные документы (Стратегии и Программы) сельских (городских) поселений для муниципальных районов (при наличии таких документов)
6.6
Сводный прогноз показателей, обязательность мониторинга и прогнозирования которых установлена федеральными, региональными, муниципальными правовыми актами
6.7
Иные приложения
"


------------------------------------------------------------------